Елисеева Любовь Александровна
 
Информационный ресурс эффективных практик организации
дополнительного образования детей дошкольного возраста
 
 
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации
 
 

 

Елисеева Любовь Александровна

Об авторах

·         ФИО участника (ов):  Елисеева Любовь Александровна

·         Название образовательной организации (места работы):  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 Камышловского городского округа

·         Адрес образовательной организации  (область, район, населенный пункт):  Свердловская область, город Камышлов, улица Пушкина, дом 2 б

Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста

Конструкт образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие детей»

Адрес конспекта (программы) в сети Интернет:

http://rusobr.ru/conspfiles/005.zip

Возрастные группы:

7 лет.

Описание формы организации работы с детьми:

Групповая:  творческая мастерская по изготовлению старинной народной куклы

Описание образовательных задач:

1.       Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком;

2.        Учить изготовлять куклы - самокрутки из ткани.

Описание воспитательных задач:

1. Воспитывать интерес к рукотворному миру, бережное отношение к игрушкам

Описание развивающих задач:

1.       Способствовать развитию познавательной активности;

2.       Обогащать словарный запас детей: оберег, пеленашка, закрутка;

3.       Развивать творчество посредством дополнения игрушки декоративными элементами, самостоятельность в процессе изготовления куклы, умение доводить начатое до конца;

4.       Развивать мелкую моторику, инициативу

Описание подготовки к мероприятию:

- Создание мини-музея «Музей кукол»;

- Рассматривание игрушек, сделанных из разных материалов (дерево-матрешка, глина-дымковская, филимоновская), кукол, изготовленных из разных материалов (деревянная, соломенная, тряпичная)

Описание хода мероприятия

1.       Мотивация к деятельности

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне Ситуативный разговор (звучит запись – русская народная мелодия):

«У бабушки Насти

Волшебный ларец…

Там заперт на ключ

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец…

И попали во дворец…

Открывается палата,

Смотрим, чем она богата?»

- Вы обязательно узнаете, что у меня в сундуке, если отгадаете загадку:

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь – будет спать

День, и два, и даже пять…

(предположения детей)

Да здесь куклы!

Педагог организует детей, концентрирует их внимание, включает в образовательную деятельность. Дети сосредотачивают внимание, определяют проблемную ситуацию.

 

2.       Поиск, решение проблемы

Цель: опора детей на необходимые знания, умения для «открытия нового знания» - А что такое кукла? (варианты ответов детей)

В словаре «кукла» - это фигурка в виде человека (слайд)

- Интересно, как же эти куклы попали в сундук? Сейчас я вам их не только покажу, но и расскажу.

(показ презентации)

- Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю) куклой.

- Как вы думаете, из чего она сделана? (из дерева и ткани)

- Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет лица. Но, ребята, раньше не было других кукол, и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки. Такие куклы называли «пеленашки», от слова «пеленать» (слайд). Делали таких куколок из деревянных чурочек и укладывали ребенку в колыбель или просто давали играть детям.

 

- Из чего же еще могли делать кукол в давние времена? (варианты ответов детей).

- А кукол делали еще из соломы или из мочала.

- Сначала собирали солому, мочало. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась. (Показываю соломенную куклу или куклу из мочала) (слайд).

 

- Прошло много лет. Человек придумал другую куклу (показываю тряпичную куклу) (слайд)

- Из чего сделана эта кукла? (Из материи, ткани).

- Какая это кукла? (тряпичная)

- Из ткани люди шили себе одежду, а из остатков делали для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).

- Такие куклы назывались «самокрутки» или «закрутки». Как вы думаете, почему? (от слова «закручивать», «крутить»)

- Все эти куклы – и пеленашки, и соломенные, и закрутки – являлись куклами-оберегами.

- Что такое «оберег»? (варианты ответов детей)

- Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом. Самые настоящие куклы - обереги выполнялись без иглы и ножниц. Ткань не резали, а рвали. Иногда кукол так и называли — "рванки".

- Таким куклам не рисовали лицо. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для людей. Она должна была принести им благополучие, здоровье, радость.

Педагог стимулирует общение, любознательность детей, поощряет детей к высказываниям, эмоционально вовлекает детей в обсуждение, комментирует высказывания детей.

Дети обсуждают способы решения проблемы, выстраивая полный ответ.

 

3.       Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения проблемы

Цель: совместное определение конкретных действий

- Ребята, а вы хотите научиться делать куклу-оберег?

Для этого я приглашаю вас в нашу мастерскую (дети проходят за столы)

Педагог поддерживает детскую инициативу, актуализирует возможности детей.

Дети участвуют в планировании собственной деятельности, осуществляют выбор форм, содержания, последовательности, способа решения.

 

4.        «Открытие» ребенком нового знания, освоение способа деятельности

Цель: формирование умения конструировать после показа воспитателем

- Чтобы справиться с заданием, я покажу последовательность изготовления «куклы-самокрутки».

1) Из большого квадрата ткани сворачиваем «столбик» для туловища, перегибаем её пополам. На расстоянии одной трети длины обматываем ниткой туловище куклы, обозначив голову

2) Для изготовления рук скручиваем столбик из маленького квадрата. Обкручиваем ниткой концы полоски на расстоянии 1см от края, завязывая узлом

3) Вкладываем «руку» между полосок туловища, закрепляя снизу ниткой, обозначив туловище

4) Одеваем куколку – повязываем косыночку и «надеваем» юбку, закрепив ее ниткой – кукла-оберег готова.

 

Работа в творческой мастерской

Педагог согласовывает с детьми действия, их последовательность, включает детей в самостоятельную деятельность, предоставляет время для творческой деятельности, наблюдает за детьми во время выполнения задания, организует работу с материалами (изобразительными, конструктивными, раздаточными). Включаются в продуктивную и конструктивную деятельность.

Принимают осознанное решение, активное участие в деятельности и работе с различными материалами.

Дети используют материалы, которые можно применить для деятельности, осваивают последовательность действий.

 

5.        Самоконтроль

Соотнесение получившейся поделки с образцом

Педагог привлекает детей к продуктивной творческой деятельности, подведению итогов, обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную деятельность, обращает внимание на соответствие продукта результату деятельности с намеченным планом.

Дети переносят полученный опыт в другую деятельность, наблюдают за преобразованием предмета, выражают собственное суждение, высказывают эмоциональный отклик.

 

6.        Рефлексия

Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы

- Что нового вы узнали в процессе нашей совместной деятельности?

- Что вам понравилось больше всего в процессе труда?

- Что вы хотели бы еще узнать?

(варианты ответов детей)

Педагог стимулирует детей к самоанализу и самооценке, совместно с детьми оценивает процесс и результат деятельности.

Дети представляют продукт сверстникам и взрослому,оценивают свой вклад в достижение результата, делятся впечатлениями, выражают собственное чувство к проделанной работе.

 

7.        Открытость Подведение итогов деятельности, получение обратной связи от воспитанников и завершение работы.

Развитие навыка построения высказывания.

- Сейчас можете играть с куклами, которых вы сделали своими руками, а можете подарить их своим родным. И они обязательно принесут в ваш дом добро, радость и благополучие.

Педагог обсуждает с детьми результативность работы.

Дети планируют использование продукта в других видах деятельности, транслируют умения и знания, приобретенные в своей деятельности с педагогом и опыт самостоятельной деятельности.

Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)

проектор, ноутбук, ткань, тесьма

Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных):

мультимедийная презентация «История куклы»

Использование электронных систем учета обучающихся:

Не используются

Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование

Помещение не требуется

Как родители могут узнать о данной практике доп. образования

на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами

Кадровое обеспечение данной практики

педагог первой категории

 

Источники финансирования данной практики

финансирование практики за счет бюджетов  различных уровней.

 

Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику

Соответствует нормативу

Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону

Равна средней по региону.

 

Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования

Достаточное