Ильина Марина Юрьевна
 
Информационный ресурс эффективных практик организации
дополнительного образования детей дошкольного возраста
 
 
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации
 
 

 

Ильина Марина Юрьевна

Об авторах

                     ФИО участника (ов):  Ильина  Марина Юрьевна

                     Название образовательной организации (места работы):  МБДОУ д/с №21 "Дюймовочка"

                     Адрес образовательной организации  (область, район, населенный пункт):  Смоленская область город Сафоново

Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста

Программа кружка  "Волшебный комочек"

Адрес конспекта (программы) в сети Интернет

http://rusobr.ru/conspfiles/081.zip

Возрастные группы

пять лет, шесть лет, 7 лет

Описание формы организации работы с детьми

Программа кружка подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Кружок проводится  1 раз в неделю С детьми  6-го года жизни – 25 минут; 7-го года жизни до 30 минут. В кружке занимаются  по 10 человек

Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми.

Принципы построения программы:

1.         От простого к сложному.

2.         Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3.         Доступность.

4.         Системность знаний.

5 .        Воспитывающая и развивающая направленность.

6.         Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

7.         Активность и  самостоятельность.

8.         Учет   индивидуальных особенностей.

 

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

1.         репродуктивный (воспроизводящий);

2.         объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

3.         метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

4.         частично- поисковый.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые          и коллективные формы работы.

Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Дошкольники приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, дети от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

Формы организации работы с детьми. Непосредственно организованная деятельность: «Комплексное» - включение разных видов деятельности. «Знакомство» - знакомство детей с новыми материалами, знаниями, обучение новым умениям. «Открытие» - дети самостоятельно решают поставленные перед ними задачи, проблемы через специально организованную экспериментально-поисковую деятельность с опорой на собственный опыт. «Радость» - дети получают радость от встречи со знакомым материалом, темой, от того, что имеют знания, навыки, которые могут использоваться для получения новых знаний. «Тематическое» - обобщаются знания и умения детей по пройденной теме через различные виды деятельности. «По замыслу детей» - дети выбирают тему, приемы лепки, элементы, цвет, композицию, форму, самостоятельно придумывают способы выразительности для предметов, вещей.

Описание образовательных задач

1.     Обогащение детского замысла яркими 

    впечатлениями через освоение тестопластики.

2.         Формировать эмоциональную отзывчивость, стремление выполнить имитационные действия.

3.         Учить сенсорному восприятию форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций.

4.         Учить образно отражать простые предметы в лепке.

5.         Учить элементарным приёмам в лепке  (раскатывание теста разными способами, скатывания и вдавливания пальцами теста, используя печатки, шаблоны и т.д.).

Описание воспитательных задач

1.         Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от взаимопомощи и коллективизма, воспитывать самостоятельность в работе.

2.         Воспитывать чувство совместной работы.

Описание развивающих задач

1.         Развитие мелкой моторики рук.

2.         Развивать умение доводить начатую работу до конца.

3.         Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

4.     Развивать творчество ребенка;

5.     Развивать  зрительное  восприятие, память;

6.     Развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную  умелость,  мелкую моторику.

Описание подготовки к мероприятию

Целью моей работы по развитию  продуктивной деятельности является развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Технологическое обеспечение программы:

   Прохождение программы предполагает овладение дошкольников комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с тестом, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Программа ориентирует на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Основным приёмом обучения является игра, которая способствует привлечению внимания детей, повышает интерес к лепке. Игровая ситуация развивает воображение, активизирует поиск выразительных средств. Сказочные, игровые персонажи сопровождают детей на протяжении всего периода обучения лепке из солёного теста.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

1.         репродуктивный (воспроизводящий);

2.         объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

3.         метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

4.         частично- поисковый.

Для успешной работы с детьми необходима предварительная работа:

беседа, рассматривание и обследование, чтение художественной литературы, загадывание загадок, использование слайдов, дидактические игры, наблюдение. А также посещение выставок, библиотеки, экскурсии.

Описание хода мероприятия

Последовательность выполнения работы.

1. Составление эскиза или плана работы

Несложные работы выполняются без эскиза. Эскиз или план работы делается для сложных работ с большим количеством деталей. Особое внимание уделяется композиции, определяющей положение частей и предметов в пространстве, ритм и симметрию в декоративной работе.

2. Выбор материала

  Для выполнения работы используется тесто различных цветов.

3. Изготовление форм и элементов. Отработка приемов на соленом тесте и других пластических материалах вне занятия

4. Раскладывание частей на фоне. Вылепленные детали расположить на фоне так, чтобы получилась задуманная композиция, которую можно изменить до высыхания работы

5. Склеивание деталей.

6.  Высушивание с выбором сушки для данной работы.

 

 Календарно-тематическое планирование.

Старшая группа

Сентябрь       

        1 неделя "Яблоки и груши"

            2 неделя         раскрашивание "Яблоки и груши"

            3 неделя         "Сдоба"

            4 неделя         раскрашивание "Сдоба"

Октябрь        

        1 неделя Солнышко

             2 неделя        раскрашивание "Солнышко"

             3 неделя        "Божья коровка на листике"

                         (панно)

             4 неделя        раскрашивание "Божья 

                        коровка на листике"

Ноябрь          

        1 неделя "Рыбки"

             2 неделя        раскрашивание "Рыбок"

        3 неделя "Улитка"

             4 неделя        раскрашивание "Улитки"

Декабрь         

        1 неделя "Осьминожка"

            2 неделя         раскрашивание "Осьминожки"

            3 неделя         "Забавная гусеничка"

             4 неделя        раскрашивание "Забавной

                        гусенички"

Январь          

        1 неделя "Ёлочка"

            2 неделя         "Мухоморчики"

            3 неделя         раскрашивание Мухоморчиков"

            4 неделя         "Веселый удав"

Февраль        

        1 неделя "Веселый удав"

            2 неделя         раскрашивание "Веселый удав"

            3 неделя         "Танк"

            4 неделя         раскрашивание "Танка"

Март  

        1неделя "Панно к 8 марта"

              2 неделя       раскрашивание "Панно к 8

                        Марта"

             3 неделя        "Ромашки на лугу"

                        (коллективная композиция)

             4 неделя        раскрашивание  "Ромашки на

                        лугу" (коллективная композиция)

Апрель          

        1 неделя "Корзинка к Пасхе"

              2 неделя       раскрашивание "Корзинка к

                         Пасхе"

            3 неделя         " Незабудки в вазе"

            4 неделя         раскрашивание "Незабудки в

                        вазе"

Май   

         1 неделя            "Черепаха"

              2 неделя       раскрашивание "Черепахи"

               3 неделя      "Веточка рябины"  

         (коллективная   работа)

            4 неделя         раскрашивание "Веточка 

                        рябины" (коллективная работа)

 

             Подготовительная  группа

Сентябрь       

        1 неделя "Рябина "(панно на диске)

            2 неделя         раскрашивание "Рябина "(панно

                        на диске)

             3 неделя        "Яблоня"

             4 неделя        раскрашивание "Яблони"

Октябрь        

        1 неделя "Веточка винограда"

            2 неделя         раскрашивание "Веточк

                        винограда"

             3 неделя        "Ёжик"(панно на диске)

             4 неделя        раскрашивание "Ёжика"(панно

                         на диске)

Ноябрь          

        1 неделя "Картина подсолнухи"

            2 неделя         раскрашивание "Картина

                        подсолнухи"

        3 неделя "Змейки"

            4 неделя         раскрашивание "Змеек"

Декабрь         

        1 неделя "Золотая рыбка"

            2 неделя         раскрашивание "Золотая рыбка"

             3 неделя        "Подсвечник"

            4 неделя         раскрашивание "Подсвечник"

Январь          

        1 неделя "Открытка Ёлочка"

             2 неделя        раскрашивание  "Открытка

                         Ёлочка"

            3 неделя         "Овечка"

            4 неделя         раскрашивание "Овечки"

Февраль        

        1 неделя "Сердечко"(магнит)

            2 неделя         раскрашивание "Сердечко"

                         (магнит)

             3 неделя        "Снеговичок"                       

            4  неделя        раскрашивание "Снеговичок"    

Март  

         1неделя             "Корзинка с фруктами"

               2 неделя      раскрашивание "Корзинка с

                        фруктами"

             3 неделя        "Подводное царство"

                         (коллективная работа)

             4 неделя        раскрашивание "Подводное

                         царство" (коллективная работа)

Апрель          

         1 неделя            "Рыбка" (магнит)

               2 неделя      раскрашивание "Рыбки"

              3 неделя       "Подкова"

              4 неделя       раскрашивание "Подкова"

Май   

         1 неделя            "Цыплёнок"

             2 неделя        раскрашивание "Цыплёнка"

              3 неделя       "Весёлый повар"  

              4 неделя       раскрашивание  "Весёлый  повар"

Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)

Материалы и приспособления:

Скалка, доска для раскатки теста, зубочистки, маникюрные ножницы, рельефные пуговицы, монеты, формочки, пищевая фольга, пустой стержень от авторучки, медальоны, броши, миска, мука, соль, вода, клей ПВА, краски (гуашь), кисточка. Приспособления: фигурные рамочки, кисти, стеки, линейка, чеснокодавка, бутылочные пробки, бисер, природные материалы (семена, веточки, ракушки и т.д.) а также различные вещицы с интересным рельефом.

Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)

1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество

2. Хананова И."Солёное тесто"

3. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто»

4. Лыкова И.А. "Солёное тесто в семье, детском саду и начальной школе"

 5. Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.  "Специальная дошкольная педагогика"

6. Халезова Н. «Лепка в детском саду»

7. Использование мультимедийного материала по тестопластики.

Использование электронных систем учета обучающихся

Не используются

Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование

среднее

Как родители могут узнать о данной практике доп. образования

на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами, проведение открытых мероприятий, мастер-классов.

Кадровое обеспечение данной практики

соответствие Стандарту педагога, привлечение родителей

Источники финансирования данной практики

финансирование за счет родителей, финансирование из других источников (спонсоры и т.п.)

Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику

Соответствует нормативу

Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону

равна

Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования

достаточное