Об авторах
• ФИО участника (ов): Маркова Елена Николаевна
• Название образовательной организации (места работы): Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань "Центр развития ребенка - детский сад № 5 "Буровичок"
• Адрес образовательной организации (область, район, населенный пункт): Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань
Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста
Программа «Волшебный квадратик» художественно-эстетической направленности
Адрес конспекта (программы) в сети Интернет
http://rusobr.ru/conspfiles/039.zip
Возрастные группы
четыре года, пять лет, шесть лет, 7 лет
Описание формы организации работы с детьми
Формы непосредственно образовательной деятельности
-работа с группой детей;
-работа в малых группах (работа педагога с подгруппой детей 2-4 человека);
-объединение детей в пары;
-индивидуальная работа с ребенком.
Формы работы с детьми
-экспериментирование;
-рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно - прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, слайдов;
-выставки в мини - галерее детских работ;
-просмотр видеофильмов, слайд - программ;
-экскурсии, беседы.
Организация коллективной формы работы с детьми помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции. Многими исследователями доказано положительное влияние коллективных работ на нравственно-эстетическое развитие ребенка.
При обучении дошкольников изготовлению поделок из бумаги, особое внимание уделяется освоению детьми основных приемов складывания. Обучение техническим приемам складывания будет идти параллельно с развитием творчества детей.
Описание образовательных задач
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- обучать пространственному расположению предметов при составлении композиций;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Описание воспитательных задач
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- воспитывать интерес к искусству оригами.
Описание развивающих задач
- развивать творческие способности детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; наглядно-образное мышление;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Описание подготовки к мероприятию
НОД в кружке разделены на тематические циклы. Тематический принцип построения НОД позволяет варьировать их в зависимости от умения и навыков детей, добиваться более значительного результата. Один раз в квартал будут проводиться НОД по созданию детских коллективных работ, общих композиций, для оформления группы.
Для ознакомления со свойствами бумаги будет использоваться серия дидактических игр, в процессе которых дети получат и освоят знания о свойствах бумаги, познакомятся с разнообразными ее видами, научатся определять качество.
Складыванию каждой фигурки посвящается отдельное занятие, начинается которое с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, сказки, вопроса, беседы.
Особое внимание в работе кружка уделено играм-сказкам, которые строятся на образном восприятии и описании каждого промежуточного этапа изготовления фигурки, причем во многих сказках определенный прием складывания как бы иллюстрирует характер действия. Данные игры способствуют развитию образного мышления, побуждают детей к творчеству.
На НОД особое значение отводится беседам познавательного характера о животных, о птицах, о природных явлениях и др.
Описание хода мероприятия
Организация НОД
НОД в кружке разделены на тематические циклы. Тематический принцип построения НОД позволяет варьировать их в зависимости от умения и навыков детей, добиваться более значительного результата. Один раз в квартал будут проводиться НОД по созданию детских коллективных работ, общих композиций, для оформления группы.
Для ознакомления со свойствами бумаги будет использоваться серия дидактических игр, в процессе которых дети получат и освоят знания о свойствах бумаги, познакомятся с разнообразными ее видами, научатся определять качество.
Складыванию каждой фигурки посвящается отдельное занятие, начинается которое с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, сказки, вопроса, беседы.
Особое внимание в работе кружка уделено играм-сказкам, которые строятся на образном восприятии и описании каждого промежуточного этапа изготовления фигурки, причем во многих сказках определенный прием складывания как бы иллюстрирует характер действия. Данные игры способствуют развитию образного мышления, побуждают детей к творчеству.
На НОД особое значение отводится беседам познавательного характера о животных, о птицах, о природных явлениях и др.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
1. Владение ножницами.
2. Обработка квадрата.
3. Создание основ оригами:
а) складывание квадрата пополам / вдоль, поперек, по диагонали /
б) складывание сторон от одного угла к центральному сгибу
в) деление квадрата на четыре части:
• вкладыванием боковых треугольников внутрь
• вкладыванием боковых сторон внутрь
г) складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон
д) складывание складкой
е) частичное отгибание и вкладывание углов
4. Аппликативное оформление оригами.
5. Составление творческих композиций.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
НОД оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность.
Занятия оригами являются не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач. В частности развитие мелкой моторики: совершенствуя и координируя движение пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие речи и словарного запаса.
Этот вид искусства благотворно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере необходимости воспроизводят сохраненные в памяти знание и умение.
Занятия оригами:
· дисциплинируют;
· воспитывают усидчивость, ответственность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
· влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе;
· позволяют детям раскрыть свои возможности и проявить способности: конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные;
Оригами требует точности в работе, аккуратности, учит планировать последовательность действий, целенаправленно идти к результату, развивать эстетический вкус и дает богатейшие возможности для проявления фантазий ребенка.
Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)
Условия реализации программы
-Методическая литература для педагога.
-Каталог игровых упражнений.
-Подбор слайдовых программ по темам.
-Иллюстрации и фотоальбомы по темам: «Времена года», «Праздничные открытки», «Рыбки», «Деревья», «Цветы» и др.
-Раздаточный материал для детей (по теме занятия).
-Альбомы детских работ.
-Альбомы коллективных детских работ.
-Репродукции картин художников.
Техническое оснащение кабинета
-Учебные столы и стулья (разновозрастные) по количеству детей.
-Выставочный стенд, полки для детских работ.
-Мольберты для демонстрации материала.
-Демонстрационный материал.
-Журналы и книги по темам.
-Альбомы для работ детей.
-Белая бумага.
-Цветная бумага тонкая.
-Простые карандаши.
-Цветные карандаши.
-Стирательные резинки.
-Ножницы.
-Клей ПВА.
-Бумажные и тканевые салфетки.
-Коробочки для мусора.
-Магнитофон.
-Компьютер.
-Фонотека,
-рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами,
-Кисти, пластмассовые палочки.
Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)
Работа с программными продуктами: Microsoft Office (Word, PowerPoint), Nero, MP3 Player, проигрыватели (Windows Media и др.) и другими. Работа с компьютером: создание графических и текстовых документов на информационные стенды, в родительские уголки. Проведение непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ-технологий. Участие в 2013-2014 учебном году в общероссийском проекте «Школа цифрового века».
Использование электронных систем учета обучающихся
Используются
Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование
Высокое
Как родители могут узнать о данной практике доп. образования
на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами
Кадровое обеспечение данной практики
соответствие Стандарту педагога, привлечение родителей
Источники финансирования данной практики
финансирование практики за счет бюджетов различных уровней, финансирование из других источников (спонсоры и т.п.)
Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику
Соответствует нормативу
Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону
Равна
Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования
Достаточное