Маркова Елена Николаевна
 
Информационный ресурс эффективных практик организации
дополнительного образования детей дошкольного возраста
 
 
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации
 
 

 

Маркова Елена Николаевна

Об авторах

                     ФИО участника (ов):  Маркова Елена Николаевна

                     Название образовательной организации (места работы):  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань "Центр развития ребенка - детский сад № 5 "Буровичок"

                     Адрес образовательной организации  (область, район, населенный пункт):  Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань

Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста

Программа «Волшебный квадратик» художественно-эстетической направленности

Адрес конспекта (программы) в сети Интернет

http://rusobr.ru/conspfiles/039.zip

Возрастные группы

четыре года, пять лет, шесть лет, 7 лет

Описание формы организации работы с детьми

Формы непосредственно образовательной деятельности

-работа с группой детей;

-работа в малых группах (работа педагога с подгруппой детей 2-4 человека);

-объединение детей в пары;

-индивидуальная работа с ребенком.

Формы работы с детьми

-экспериментирование;

-рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно - прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, слайдов;

-выставки в мини - галерее детских работ;

-просмотр видеофильмов, слайд - программ;

-экскурсии, беседы.

Организация коллективной формы работы с детьми помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции. Многими исследователями доказано положительное влияние коллективных работ на нравственно-эстетическое развитие ребенка.

При обучении дошкольников изготовлению поделок из бумаги, особое внимание уделяется освоению детьми основных приемов складывания. Обучение техническим приемам складывания будет идти параллельно с развитием творчества детей.

Описание образовательных задач

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

- формировать умения следовать устным инструкциям;

- обучать различным приемам работы с бумагой;

- обучать пространственному расположению предметов при составлении композиций;

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;

- обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Описание воспитательных задач

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

- воспитывать интерес к искусству оригами.

Описание развивающих задач

- развивать творческие способности детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги;

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; наглядно-образное мышление;

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.

Описание подготовки к мероприятию

НОД в кружке разделены на тематические циклы. Тематический принцип построения НОД позволяет варьировать их в зависимости от умения и навыков детей, добиваться более значительного результата. Один раз в квартал будут проводиться НОД по созданию детских коллективных работ, общих композиций, для оформления группы.

Для ознакомления со свойствами бумаги будет использоваться серия дидактических игр, в процессе которых дети получат и освоят знания о свойствах бумаги, познакомятся с разнообразными ее видами, научатся определять качество.

Складыванию каждой фигурки посвящается отдельное занятие, начинается которое с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, сказки, вопроса, беседы.

Особое внимание в работе кружка уделено играм-сказкам, которые строятся на образном восприятии и описании каждого промежуточного этапа изготовления фигурки, причем во многих сказках определенный прием складывания как бы иллюстрирует характер действия. Данные игры способствуют развитию образного мышления, побуждают детей к творчеству.

На НОД особое значение отводится беседам познавательного характера о животных, о птицах, о природных явлениях и др.

Описание хода мероприятия

Организация НОД

НОД в кружке разделены на тематические циклы. Тематический принцип построения НОД позволяет варьировать их в зависимости от умения и навыков детей, добиваться более значительного результата. Один раз в квартал будут проводиться НОД по созданию детских коллективных работ, общих композиций, для оформления группы.

Для ознакомления со свойствами бумаги будет использоваться серия дидактических игр, в процессе которых дети получат и освоят знания о свойствах бумаги, познакомятся с разнообразными ее видами, научатся определять качество.

Складыванию каждой фигурки посвящается отдельное занятие, начинается которое с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, сказки, вопроса, беседы.

Особое внимание в работе кружка уделено играм-сказкам, которые строятся на образном восприятии и описании каждого промежуточного этапа изготовления фигурки, причем во многих сказках определенный прием складывания как бы иллюстрирует характер действия. Данные игры способствуют развитию образного мышления, побуждают детей к творчеству.

На НОД особое значение отводится беседам познавательного характера о животных, о птицах, о природных явлениях и др.

 

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:

1.         Владение ножницами.

2.         Обработка квадрата.

3.         Создание основ оригами:

а) складывание квадрата пополам / вдоль, поперек, по диагонали /

б) складывание сторон от одного угла к центральному сгибу

в) деление квадрата на четыре части:

          вкладыванием боковых треугольников внутрь

          вкладыванием боковых сторон внутрь

г) складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон

д) складывание складкой

е) частичное отгибание и вкладывание углов

4.         Аппликативное оформление оригами.

5.         Составление творческих композиций.

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

НОД оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность.

Занятия оригами являются не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач. В частности развитие мелкой моторики: совершенствуя и координируя движение пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие речи и словарного запаса.

Этот вид искусства благотворно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере необходимости воспроизводят сохраненные в памяти знание и умение.

Занятия оригами:

·        дисциплинируют;

·        воспитывают усидчивость, ответственность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);

·        влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе;

·        позволяют детям раскрыть свои возможности и проявить способности: конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные;

Оригами требует точности в работе, аккуратности, учит планировать последовательность действий, целенаправленно идти к результату, развивать эстетический вкус и дает богатейшие возможности для проявления фантазий ребенка.

Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)

Условия реализации программы

-Методическая литература для педагога.

-Каталог игровых упражнений.

-Подбор слайдовых программ по темам.

-Иллюстрации и фотоальбомы по темам: «Времена года», «Праздничные открытки», «Рыбки», «Деревья», «Цветы» и др.

-Раздаточный материал для детей (по теме занятия).

-Альбомы детских работ.

-Альбомы коллективных детских работ.

-Репродукции картин художников.

 

Техническое оснащение кабинета

-Учебные столы и стулья (разновозрастные) по количеству детей.

-Выставочный стенд, полки для детских работ.

-Мольберты для демонстрации материала.

-Демонстрационный материал.

-Журналы и книги по темам.

-Альбомы для работ детей.

-Белая бумага.

-Цветная бумага тонкая.

-Простые карандаши.

-Цветные карандаши.

-Стирательные резинки.

-Ножницы.

-Клей ПВА.

-Бумажные и тканевые салфетки.

-Коробочки для мусора.

-Магнитофон.

-Компьютер.

-Фонотека,

-рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами,

-Кисти, пластмассовые палочки.

Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)

Работа с программными продуктами: Microsoft Office (Word, PowerPoint), Nero, MP3 Player, проигрыватели (Windows Media и др.) и другими. Работа с компьютером: создание графических и текстовых документов на информационные стенды, в родительские уголки. Проведение непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ-технологий. Участие в 2013-2014 учебном году в общероссийском проекте «Школа цифрового века».

Использование электронных систем учета обучающихся

Используются

Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование

Высокое

Как родители могут узнать о данной практике доп. образования

на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами

Кадровое обеспечение данной практики

соответствие Стандарту педагога, привлечение родителей

Источники финансирования данной практики

финансирование практики за счет бюджетов  различных уровней, финансирование из других источников (спонсоры и т.п.)

Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику

Соответствует нормативу

Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону

Равна

Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования

Достаточное