Об авторах
• ФИО участника (ов): Мешкова Елена Владиславовна
• Название образовательной организации (места работы): Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 170 Камышловского городского округа
• Адрес образовательной организации (область, район, населенный пункт): 624860 Свердловская область, г. Камышлов, ул. Комсомольская, д. 40
Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по лепке из соленого теста в кружке "Мукосолька" для детей 5-7 лет
Адрес конспекта (программы) в сети Интернет
http://mbdou170.caduk.ru/p47aa1.html
http://rusobr.ru/conspfiles/052.zip
Возрастные группы
пять лет, шесть лет, 7 лет
Описание формы организации работы с детьми
Форма организации деятельности кружка: групповая
Обучение проводится 2 раза в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 20 – 30 минут (в зависимости от возраста детей). На занятиях кружка «Мукосолька», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков.
Также, одной из форм работы кружка, является применение на занятиях игры. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, проявить творчество, фантазию.
Работа в кружке предполагает организацию выставок. Выставки имеют большое воспитательное значение. Выставки могут быть постоянными и однодневными, служить отчётными по итогам года. Однодневные выставки проводятся после окончания занятия. Работы должны быть удобно расположены для осмотра, сопровождаться надписью с указанием фамилии, имени, возраста автора.
Описание образовательных задач
формирование представлений о народных промыслах
ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф
овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста
овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Описание воспитательных задач
воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам
соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
активное участие в выставках
стремление к поиску, самостоятельности
понимание необходимости качественного выполнения образа
конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе. Самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из теста народных игрушек
Описание развивающих задач
развитие интереса к изучению народных промыслов
повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
Описание подготовки к мероприятию
Чтение различных сказок, стихов.
Беседы о свойствах соленого теста
Беседы и опыты по смешиванию цветов и др.
Описание хода мероприятия
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина. Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соленого теста предполагает изготовление поделок не в трехмерном изображении (хотя это и возможно, при использовании каркасов), а в двумерном изображении, что в лепке из соленого теста более распространено, например, изображение панно, плоскостных фигур, брелоков и т.д.
Развивая специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество) детей, предполагается использование следующих методов:
• метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
• метод разнообразной художественной практики;
• метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
• метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
• метод эвристических и поисковых ситуаций.
Программа предусматривает одинаковые темы для детей разных групп. Отличительной особенностью будет:
* различный уровень сложности заданий для детей разных групп;
* оказание воспитателем большей помощи детям младшей группы и предоставление большей самостоятельности детям подготовительной группы;
* предоставление детям подготовительной группы возможности самостоятельного внесения интересных, творческих идей в изделие;
* предоставление детям подготовительной группы возможности самостоятельного внесения оригинальных решений в оформление изделия и в его роспись;
* усложнение задания для детей подготовительной группы за счёт увеличения объёма работы (количественной, качественной и в технике исполнения).
* одна и та же тема имеет в каждой возрастной группе разные задачи, предусмотрены усложнения в приемах руководства, к технике и качеству детских работ.
Приёмы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительным материалом целенаправленным, полноценным, результативным. В основном приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина. Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми. Каждое задание рассчитано на определённый возраст, опыт детей и их возможности. Желание познать новое создаёт предпосылки дальнейшему увлечению детей, пробуждает творческие способности, формирует умения и навыки работы с тестом, воспитывает художественный вкус. Каждое занятие необходимо продумать. Если возникают трудности, то желательно повторить занятие, добиваясь решения поставленной цели. При этом даже в самой неудачно выполненной работе найти положительный элемент, тем самым, оставляя надежду на более удачное выполнение задания в следующий раз. Знание анатомии, физиологии и гигиены позволяют строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям. Педагог так же учитывает что для ребенка дошкольного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация движений руки и глаза, быстрая утомляемость. Для успешного освоения программы численность детей в группе составляет не более 8 человек. Продолжительность занятий (с учетом требований САНПИН):
для детей младшей и средней группы -15-20 минут;
для детей старшей и подготовительной группы- 20-30 минут.
Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:
– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению изделий;
– фотографии;
– образцы изделий.
Материалы и инструменты:
мука, соль “Экстра”, клей ПВА, “Момент”, краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, лак, валик-скалка, формочки, ёмкость с водой, зубочистки.
Дополнительные материалы:
бисер, бусинки, мешковина, ткань.
Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)
1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273 "Об образовании в РФ"
2.СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организацию режима работы в дошкольных образовательных организациях"
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Использование электронных систем учета обучающихся
Не используются
Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование
среднее
Как родители могут узнать о данной практике доп. образования
на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами
Кадровое обеспечение данной практики
молодой специалист
Источники финансирования данной практики
финансирование за счет родителей
Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику
Соответствует нормативу
Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону
равна
Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования
достаточное