Мешкова Елена Владиславовна
 
Информационный ресурс эффективных практик организации
дополнительного образования детей дошкольного возраста
 
 
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации
 
 

 

Мешкова Елена Владиславовна

Об авторах

                     ФИО участника (ов):  Мешкова Елена Владиславовна

                     Название образовательной организации (места работы):  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 170 Камышловского городского округа

                     Адрес образовательной организации  (область, район, населенный пункт):  624860 Свердловская область, г. Камышлов, ул. Комсомольская, д. 40

Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по лепке из соленого теста в кружке "Мукосолька" для детей 5-7 лет

Адрес конспекта (программы) в сети Интернет

http://mbdou170.caduk.ru/p47aa1.html

http://rusobr.ru/conspfiles/052.zip

Возрастные группы

пять лет, шесть лет, 7 лет

Описание формы организации работы с детьми

Форма организации деятельности кружка: групповая

Обучение проводится 2 раза в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 20 – 30 минут (в зависимости от возраста детей). На занятиях кружка «Мукосолька», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков.

Также, одной из форм работы кружка, является  применение на занятиях игры.  Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.  Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.   На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, проявить творчество,  фантазию.

    Работа в кружке предполагает организацию выставок. Выставки имеют большое воспитательное значение. Выставки могут быть постоянными и однодневными, служить отчётными по итогам года. Однодневные выставки проводятся после окончания занятия. Работы должны быть удобно расположены для осмотра, сопровождаться надписью с указанием фамилии, имени, возраста автора.

Описание образовательных задач

формирование представлений о народных промыслах

ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф

овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов

формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию

обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста

овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

Описание воспитательных задач

воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам

соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности

активное участие в выставках

стремление к поиску, самостоятельности

понимание необходимости качественного выполнения образа

конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера

приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе. Самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из теста народных игрушек

Описание развивающих задач

развитие интереса к изучению народных промыслов

повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ

активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями

формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения

развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций

развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.

Описание подготовки к мероприятию

Чтение различных сказок, стихов.

Беседы о свойствах соленого теста

Беседы и опыты по смешиванию цветов и др.

Описание хода мероприятия

Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина.  Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соленого теста предполагает изготовление поделок не в трехмерном изображении (хотя это и возможно, при использовании каркасов), а в двумерном изображении, что в лепке из соленого теста более распространено, например, изображение панно, плоскостных фигур, брелоков и т.д.

Развивая специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество) детей, предполагается использование следующих методов:

• метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

• метод разнообразной художественной практики;

• метод сотворчества (с педагогом,  сверстниками);

• метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

• метод эвристических и поисковых ситуаций.

Программа предусматривает одинаковые темы для детей разных групп. Отличительной особенностью будет:

* различный уровень сложности заданий для детей разных групп;

* оказание воспитателем большей помощи детям младшей группы и предоставление  большей самостоятельности детям подготовительной группы;

* предоставление детям подготовительной группы возможности  самостоятельного внесения интересных, творческих  идей в изделие;

* предоставление детям подготовительной группы возможности  самостоятельного внесения оригинальных решений в  оформление изделия и в его роспись;

* усложнение задания для детей подготовительной группы за счёт увеличения объёма работы (количественной, качественной  и в технике исполнения).

 * одна и та же тема имеет в каждой возрастной группе разные задачи, предусмотрены усложнения в приемах руководства, к технике и качеству детских работ.

         Приёмы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительным  материалом  целенаправленным, полноценным, результативным.   В основном приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина. Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми. Каждое задание  рассчитано на определённый возраст, опыт детей и их возможности. Желание познать новое создаёт предпосылки дальнейшему увлечению детей, пробуждает творческие способности, формирует умения и навыки работы с тестом, воспитывает художественный вкус. Каждое занятие необходимо продумать. Если возникают трудности, то желательно повторить занятие, добиваясь решения поставленной цели. При этом даже в самой неудачно выполненной работе найти положительный элемент, тем самым, оставляя надежду на более удачное выполнение задания в следующий раз. Знание анатомии, физиологии и гигиены позволяют строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям. Педагог  так же учитывает что для ребенка дошкольного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация движений руки и глаза, быстрая утомляемость. Для успешного освоения программы численность детей в группе составляет не более 8 человек. Продолжительность занятий (с учетом требований САНПИН):

для детей младшей и средней группы -15-20 минут;

для детей старшей и подготовительной группы- 20-30 минут.

Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

– методические разработки занятий;

– учебные и методические пособия;

– технологические карты по изготовлению изделий;

– фотографии;

– образцы изделий.

Материалы и инструменты:

мука, соль “Экстра”, клей ПВА, “Момент”, краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, лак, валик-скалка, формочки, ёмкость с водой, зубочистки.

 

Дополнительные материалы:

бисер, бусинки, мешковина, ткань.

Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)

1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273 "Об образовании в РФ"

2.СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организацию режима работы в дошкольных образовательных организациях"

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Использование электронных систем учета обучающихся

Не используются

Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование

среднее

Как родители могут узнать о данной практике доп. образования

на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами

Кадровое обеспечение данной практики

молодой специалист

Источники финансирования данной практики

финансирование за счет родителей

Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику

Соответствует нормативу

Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону

равна

Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования

достаточное