Об авторах
• ФИО участника (ов): Лукьянов Александр Александрович, Елизарова Евгения Рашитовна
• Название образовательной организации (места работы): МОУ ДОД Старомайнская ДЮСШ
• Адрес образовательной организации (область, район, населенный пункт): 433460, Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна, пл. Ленина, д. 6
Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир шахмат»
Адрес конспекта (программы) в сети Интернет
http://sportschkola.edusite.ru
http://rusobr.ru/conspfiles/060.zip
Возрастные группы
пять лет, шесть лет, 7 лет
Описание формы организации работы с детьми
Ведущая деятельность у учащихся данной возрастной группы (согласно психологической периодизации возрастного развития) - общение, а наиболее привлекательной для ребят формой деятельности является совместная деятельность. Образовательная программа «В волшебном мире шахмат» дает возможность реализовать тягу к общению в среде единомышленников и, используя групповые формы работы, организовывать совместную деятельность воспитанников.
Чтобы обеспечить мотивацию и эмоциональную включенность ребят в образовательный процесс, организовать их конструктивное общение программой предусмотрено широкое использование игровых технологий: игр-конкурсов, игр-путешествий, ролевых игр.
Разнообразие и чередование форм и методов на занятиях позволяет обеспечивать смену видов деятельности, поддерживать работоспособность и эмоциональную включенность ребят в образовательный процесс.
Эффективность усвоения учащимися материала достигается за счет использования сочетания следующих методов обучения:
1.словесных (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, дискуссия);
2.наглядных (демонстрация на шахматной и демонстрационной доске);
3.практических (практические задачи, подготовка и участие в тематических мероприятиях, игровые партии, турниры);
4.интерактивных (психолого-педагогический тренинг, ролевая игра);
5.частично-поисковых (проблемное изложение, проблемный вопрос или ситуация);
6.исследовательских (составление сообщений, рефератов, проведение и написание отчета по исследовательской работе).
В течение первого года обучения основными методами являются словесные (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, демонстрация) и наглядные. Во второй год обучения приоритет отдается демонстрации и частично-поисковому и исследовательскому методам.
Методы воспитания:
1. Формирование социального опыта (взаимодействие в группе сверстников в познавательной, трудовой, исследовательской, досуговой деятельности).
2. Осмысление социального опыта (анкетирование, обсуждение, дискуссия).
3. Стимулирование и коррекция действий (участие в конкурсах, массовых тематических мероприятиях, поощрения).
Программой предусмотрено использование различных форм работы: групповой (изучение нового материала, обсуждение, дискуссия, подготовка тематического мероприятия); звеньевой (выполнение практических и исследовательских заданий); индивидуальной (тестирование, собеседование, практическое задание, подготовка сообщения, доклада).
Формы организации образовательного процесса:
1. Комплексное занятие подразумевает сочетание объяснения педагога, практических и (или) исследовательских заданий, работы с литературой, игр с целью изучения нового материала, формирования приемов и навыков деятельности, закрепления и конкретизации знаний, текущего контроля знаний, умений и навыков воспитанников.
2. Экскурсии в шахматные клубы и объединения.
3. Тематические массовые мероприятия проводятся как коллективные творческие дела, с привлечением воспитанников к планированию, подготовке, проведению и анализу результатов деятельности.
4. Праздники – досуговые мероприятия проводятся в дни школьных каникул, в связи с календарными праздниками, имеющими значение в жизни подростков (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День именинника).
5. Обобщающие занятия проводятся с целью систематизации и контроля знаний, умений и навыков воспитанников по окончании изучения раздела программы.
6. Шахматные турниры.
Описание образовательных задач
1. По эндшпилю: усвоение элементарных теоретических понятий и несложных вопросов техники игры, окончания: ферзь против проходной пешки, ладья и пешка против ладьи, слон и пешка против одноцветного салона, «правило квадрата», разноцветные слоны, оппозиция, превращение пешки, ключевые поля, отдалённая проходная, пешечные и ладейные окончания;
2. По середине игры: сравнительная ценность фигур и пешек, понятия «позиция» и ее оценка, систематизация некоторых типов комбинаций и отдельных приемов игры, помогающих последовательно проводить намеченный план; изучение тактических приёмов: «двойной удар», «вскрытый шах», «завлечением», «отвлечением», «освобождением пространства», «уничтожение защиты», «перекрытие»;
3. По дебюту: характеристика дебютов, дебютные принципы, название дебютов, их связь с серединой игры. Изучить дебюты: открытые (итальянская партия, испанская защита, королевский гамбит, русская партия), полуоткрытые (французская защита, защити каро-канн, сицилианская защита), закрытые (ферзевый гамбит, староиндийская защита, дебют ферзевых пешек, славянская защита).
Описание воспитательных задач
1. воспитание у детей чувства ответственности;
2. уверенности в необходимости вести здоровый образ жизни;
3. способствовать формированию активной жизненной позиции;
4. создание условий для формирования и развития детского коллектива;
5. содействие становлению адекватной самооценки ребенка, через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;
6. способствовать воспитанию у детей ответственности, самостоятельности, аккуратности.
Описание развивающих задач
1.Развитие чувства уверенности в своих знаниях, конкурентоспособности
2. Развитие у детей умения самостоятельного добывания знаний;
3. Развитие творческого мышления, генерирование новых идей, творческих способностей;
4. Развитие культуры межличностных отношений;
5. Развивать умения разыгрывать несложные задачи и этюды.
Описание подготовки к мероприятию
При изложении материала не рекомендуется пользоваться книгой. Любое пособие (тезисы, тетрадь, книга) создает у детей впечатление какой-то неуверенности их преподавателя. Однако преподаватель обязан иметь краткий конспект лекций, который изредка можно использовать для наведения нужных справок. Конечно, при хорошей подготовке необходимость пользоваться им отпадает.
Объяснения не должны страдать повторениями. Хороший язык, хорошо звучащая фраза значительно повышают качество занятия. Кроме того, большое значение имеет стиль работы педагога – его спокойствие, деловитость, внимательное, ровное, доброжелательное отношение к занимающимся. Раздражительный крикливый тон, нервозная обстановка неблагоприятно сказываются на психике ребенка, рассеивая его внимание. Длительные объяснения нужно разрядить какой-нибудь шуткой или интересным рассказом из истории шахмат.
Описание хода мероприятия
Занятия по данной программе следует проводить следующим образом: независимо от изучаемой темы первую часть занятия учащиеся слушают объяснения педагога, задают вопросы, идёт обсуждение темы урока. Вторая часть занятия отводится для дидактических игр, тестирования, игровой практики.
Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)
На занятии используются шахматные доски, демонстрационная доска (интерактивная), шахматные часы, компьютер с шахматными программами, а также наличие методических разработок и описаний, справочная литература.
Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)
Данная программа разработана на основе факультативного курса «Шахматы - школе» автора И. Г. Сухина. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). М.: Просвещение, 1996, с. 277 – 293. Эти программы переиздавались в 1998, 2000, 2001 и 2002 годах – Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая. М.: Просвещение, 2002, 3-е издание с. 370 – 392.
1.Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
2.Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
3.Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.
5.Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
6.Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.
7.Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
8.Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
9.Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
10. Сухин И. Г. «Удивительные приключения в Шахматной стране»; Москва: «Поматур», 2000 г., 320 стр.
11. Мультфильмы о шахматах. DVD-диск
12. http://chessplanet.ru
13. http://webchess.ru
14. http://battle-chess.ru
Использование электронных систем учета обучающихся
Не используются
Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование
высокое
Как родители могут узнать о данной практике доп. образования
на сайте организации
Кадровое обеспечение данной практики
педагог первой категории, КМС по шахматам
Источники финансирования данной практики
финансирование практики за счет бюджетов различных уровней
Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику
Ниже норматива
Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону
Ниже
Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования
недостаточное