Рюмина Ирина Казимировна
 
Информационный ресурс эффективных практик организации
дополнительного образования детей дошкольного возраста
 
 
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации
 
 

 

Рюмина Ирина Казимировна

Об авторах

                     ФИО участника (ов):  Рюмина Ирина Казимировна

                     Название образовательной организации (места работы):  муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Гармония"

                     Адрес образовательной организации  (область, район, населенный пункт):  Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Космонавтов 4, корпус 1

Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста

Мир волшебства

Адрес конспекта (программы) в сети Интернет

http://garmony-novodvinsk.edusite.ru

http://rusobr.ru/conspfiles/048.zip

Возрастные группы

пять лет, шесть лет, 7 лет

Описание формы организации работы с детьми

Групповые занятия в детско-родительских группах (4-5 пар "мать и ребенок"). Коррекционно-развивающие занятия с использованием метода комплексной сказкотерапии: рассказывание, сочинение и постановка сказок, прослушивание , коррекционных и психотерапевтических сказок,  придумывание и рассказывание «нарисованной сказки» (сказкотерапия); прослушивание медитативных сказок (статические сказочные медитации);  создание сказочной страны на песке (песочная терапия); групповое рисование сказочной страны,  групповое рисование объемными "волшебными красками" (арт-терапия); шитье кукол-марионеток (куклотерапия); эмоционально насыщенные, подвижные, музыкальные игры и танцы, упражнения в парах (мать-ребенок),основанные на телесном общении,  ритуалы входа и выхода, приветствия и прощания (элементы телесной терапии); упражнения и игры с тканями, с корсажной лентой, танцы (психодинамические медитации);  работа с пиктограммами (психогимнастика).

Основной задачей комплексной сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приёмов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность, оригинальность и новизна комплексной сказкотерапии, с использованием которой построена данная программа. Этот метод, имеющий сказочную форму, ореол волшебства можно удачно использовать для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром.

Описание образовательных задач

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей старших дошкольников (5-7 лет). Развитие коммуникативных навыков ребёнка. Повышение уровня адаптированности детей к различным видам деятельности и взаимоотношениям, умение правильно реагировать в различных жизненных ситуациях.

Описание воспитательных задач

Формирование нравственных ориентиров, установок, ценностей: доброта, любовь, забота о близких, эмпатия, трудолюбие, дружба, взаимовыручка, самоконтроль, дисциплина, уверенность в своих силах, смелость и т.д.

Описание развивающих задач

Гармонизация родительско-детских отношений на основе установления тёплых эмоциональных взаимоотношений в союзе «мать – дитя», эмпатии и взаимопринятия, базисного доверия;

Развитие системы самооценки и самосознания ребёнка;

Повышение уверенности в себе;

Развитие способности к децентированию, умение встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон;

Стимулирование у детей новых форм переживаний

Развитие групповой сплочённости, чувства взаимопомощи и поддержки;

Развитие речи детей (умение чётко выражать свои мысли);

Развитие произвольного внимания и памяти;

Развитие фантазии и воображения ребёнка.

Описание подготовки к мероприятию

Создание сказочной среды.

 Для сказкотерапевтических занятий необходима особая среда защищённости и тайны. Это облегчит процесс «переноса» в Сказочную страну. Необходимо соблюдение следующих требований к материально-предметной среде:

а) для занятий желательно иметь зал площадью примерно 20 м2 для того, чтобы обеспечить достаточную возможность передвижений;

б) занятия лучше проводить при неярком освещении, поэтому оконные проёмы должны иметь плотные гардины;

в) зал для занятий лучше освободить от привычной детям мебели и игрушек. Иг-ровой материал и  оформление подбирается по условиям необходимости применения его на занятиях;

г) в оформлении зала должны присутствовать сказочные элементы. Хорошо использовать блестящие, лёгкие ткани, декорации;

д) в помещении зала должна поддерживаться температура воздуха 18о – 20оС;

е) целесообразно использовать аудиотехнику.

Условия формирования групп.

В состав групп могут входить дети, имеющие низкие статусные положения в группе детского сада; дети, неуверенные в себе, агрессивные, эгоистичные, замкнутые, тревожные, испытывающие трудности в общении со сверстниками и взрослыми; а также дети с проблемами семейных взаимоотношений (нарушение детско-родительских отношений);

Количество участников группы на занятиях не должно превышать 8-10 человек (4-5 детей и 4-5 их матерей), что создаёт оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения.

 

Продолжительность и периодичность проведения занятий.

Занятия-тренинги  целесообразно проводить 1 раз в неделю, количество занятий - 15; продолжительность 60 минут.

 

Структура занятия – сказочного путешествия.

1)         Ритуал входа в Сказочную страну.

2)         Встреча со сказочным героем (одним или несколькими).

3)         Статическая медитация (прослушивание медитативной (коррекционной, психотерапевтической) сказки).

4)    Решение ряда сказочных задач с прохождением различных «испытаний» (в виде совместных игр, упражнений, психодинамических медитаций и т.д.);

    (обязателен положительный результат «испытаний» как одно из главных условий для самоутверждения ребёнка).

4)         Совместный танец (упражнение)

5)         Рефлексия.

6)     Положительное резюмирование.

7)         Ритуал выхода из Сказочной страны.

Описание хода мероприятия

Тема: «Путешествие в Волшебный город»

Ритуал входа: тоннель (психологическое вхождение в сказочный мир, настрой на занятие, профилактика страха темноты).

1.         Упражнение «Едет – едет паровоз»

а) лента внутри круга

б) лента за спинами

в) лента между ног

Цель: создание положительного эмоционального настроя. Раскрепощение, снятие физических зажимов. Сплочение группы.

2. Прослушивание "Сказки о волшебном круге" Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой (остановка "Сказочная поляна")

Испытания "волшебного круга" (корсажной ленты)     

3. Упражнение «Путаница» (остановка «Поляна Примирительная»)

Цель: дать возможность детям ощутить гармонию, сбалансированность взаимодействия внутри круга, оценить его преимущества. Сплочённость группы, возникновение чувства «Мы».

3.         Упражнение «Волны» (остановка «Сказочное море»)

Цель: формирование групповой энергии, сплочённости, чувства поддержки и доверия.

4.         Упражнение «Водоросли»

Цель: снятие напряжения. Групповая сплочённость.

5.         Упражнение «Круг доверия»

Цель: помочь ребёнку почувствовать по отношению к себе доброжелательность, эмпатию со стороны группы. Групповая сплочённость. Раскрепощение.

6.         «Танцевальное приветствие жителей Волшебного города»

Цель: развитие творческих возможностей, коммуникативных навыков, обогащение практических навыков телесного общения.

7.         Упражнение «Слоёный пирог» (улица «Волшебных поваров»)

Цель: снятие агрессивности, отыгрывание негативных эмоций.

8.         Упражнение «Слушаем сказку спиной»

Цель: способствовать развитию накопления чувственного восприятия, эмоциональной поддержки, понимания друг друга без слов, развитие творческих возможностей, воображения

9.         .Танец «Танец жителей Волшебного городка» (муз. – «Мальчик хочет в Тамбов»)

Цель: стимуляция моторного и эмоционального самовыражения. Снятие напряжённости.

10. Рефлексия. Дети и взрослые рассказывают о своих чувствах, достижениях, формулируют "сказочный урок" - чему научило путешествие, что пригодится в жизни, в каких обстоятельствах.

11. Положительное резюмирование.  Похвала всех участников сказочного сказочного путешествия.

12. Ритуал прощания в кругу:

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Дружно скажем мы сейчас:

"До свиданья. в добрый час".

13. Ритуал выхода: тоннель.

Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении.

Перечень необходимого оборудования и оснащения

Список кукол:

1.         Волшебник.

2.         Волшебница (Фея).

3.         Птица Рух.

4.         Ворон.

5.         Дракон.

6.         Охотник Нибумбум.

7.         Царевна Несмеяна.

8.         Принцесса.

9.         Слуга по имени Радость.

10.       Король.

11.       Королева.

12.       Дед Трифон.

Ткани, канцелярские товары и другое обязательное оборудование:

1.         Ткань зелёная для обшивки матов (шторы).                                           

2.         Ткань голубая (3 м. * 3 м.)                                                                        

3.         Ткань розовая (для ширмы) (1,5 м. * 1,5 м.)                                           

4.     Ткань чёрная (для тоннеля) (2,5 * 4 м.)                                                       

5.     Ткань для накидки с капюшоном прозрачная, блестящая (1,5 * 2 м.)    

6.Тюль разных цветов для драпировки стен (голубая, жёлтая, зелёная, красная)

7. Затемнение (плотные шторы) для окон (2 шт.)                                  

8. Одеяло байковое взрослое зелёное (1 шт.)                                                     

9. Платки красные (розовая прозрачная ткань, тюль)                           

10.       Основа ткани для настенной декорации (панно) 1,5 * 2 м. (5 шт.)

11.       Ширма (1 шт.)

12.       Маты детские (2 шт.)

13.       Маски мышей (10 шт.)

14.       Подсветка для ширмы (настольная лампа) (1 шт.)

15.       Костёр (бутафорский) (1 шт.)

16.       Контурные карты Страны Чувств (по количеству участников)

17.       Кубы (раскраска «под кочки») (6 шт.)

18.       Два ящика для песка (50 * 70 * 8 см.)

19.       Мозаика – пазлы со сказками (5 шт.)

20.       Альбом сказок

21.       Лента корсажная.

22.       Светильник – ночник в форме цветка (1 шт.)

23.       Электрогирлянды (2 шт.)

24.       Мелкие фигурки («Киндер-сюрприз» размером не более 8 см. : животные, люди, растения, дома, чудовища. Всего примерно 500 штук)

25.       Дуги большие на подставках (для тоннеля) (8 – 10 шт.)

26.       Полки настенные для мелких игрушек

27.       Эластичное полотно (трикотаж) (длина – 3 см., ширина – 40 см.), зашитое в кольцо.

28.       Цветные карандаши (5 комплектов)

29.       Картон для рисования «волшебными красками»

30.       «Волшебные краски»: мука, соль, растительное масло, клей ПВА, гуашь.

31.       Листы ватмана (большие)

32.       Кисти беличьи (10 штук)

33.       Игрушка «Колобок»

34.       Мяч тканевый

35.    Материал для изготовления куклы-марионетки.

Декорации настенные:

1.         «Сказочные ворота»

2.         «Волшебный лес»

3.         «Волшебная поляна»

4.         «Сказочный город» (берег моря, башни)

5.         «Дворец с окнами»

6.      «Гномы в домике»

Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)

Метод комплексной сказкотерапии (http://www.cka3ka-miks.com/-  сайт Международного института комплексной сказкотерапии)

Использование электронных систем учета обучающихся

Используются

Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование

среднее

Как родители могут узнать о данной практике доп. образования

на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами, рекомендации родителей детей, получивших психологическую помощь

Кадровое обеспечение данной практики

педагог высшей категории

Источники финансирования данной практики

финансирование практики за счет бюджетов  различных уровней

Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику

Соответствует нормативу

Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону

равна

Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования

недостаточное