Усова Людмила Вячеславовна
 
Информационный ресурс эффективных практик организации
дополнительного образования детей дошкольного возраста
 
 
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации
 
 

 

Усова Людмила Вячеславовна

Об авторах

                     ФИО участника (ов):  Усова Людмила Вячеславовна

                     Название образовательной организации (места работы):  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малыш" Асбестовского городского округа

                     Адрес образовательной организации  (область, район, населенный пункт):  Свердловская область, город Асбест

Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста

"Вместе веселее!"

Адрес конспекта (программы) в сети Интернет

http://dou59.caduk.ru/p59aa1.html

http://rusobr.ru/conspfiles/027.zip

Возрастные группы

четыре года, пять лет, шесть лет, 7 лет

Описание формы организации работы с детьми

Форма организации работы с детьми - групповая (10 человек).

Используются:

          Развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, образно-ролевые игры)

          Упражнения  подражательно-исполнительского и творческого характера

          Этюды

          Импровизации

          Рассматривание рисунков и фотографий

          Моделирование и анализ заданных  ситуаций

          Беседы

          Чтение художественной литературы

          Сочинение историй

          Релаксация

Описание образовательных задач

Дать детям представление о важности и значительности органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

Познакомить с  разнообразными способами и средствами общения; способами передачи своих желаний, чувств, настроения.

Описание воспитательных задач

Воспитывать вербальную и невербальную культуру общения.

Описание развивающих задач

Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми с ориентацией на метод сопереживания; умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.

            Способствовать развитию самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формированию доверия к собеседнику.

            Формировать умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков (формирование личностной рефлексии).

            Развивать умения  делать выбор; формировать произвольную регуляцию поведения.

            Формировать умение налаживать отношения со сверстниками в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе: решать возникающие конфликты путем переговоров, искать конструктивные выходы из затруднительных ситуаций.

Описание подготовки к мероприятию

Организация образовательного процесса предполагает по возможности отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия. Используются: музыкальное сопровождение, атрибуты для драматизации и изобразительной деятельности, карты-пиктограммы. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) происходит на образах животных и природы.

Описание хода мероприятия

В ходе реализации программы отсутствует соревновательный момент в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность,  конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, исключаются игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Первый год обучения предполагает обучение детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» - органов чувств. Дети знакомятся с основными эмоциями человека; учатся различать определенные эмоциональные состояния окружающих по особенностям жестов, мимики, движений; детям даются представления об их собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Второй год обучения предполагает использование игр,  в которых  вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте, в игры не вводится никаких предметных атрибутов. Детям предлагаются задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, жестам, голосу и пр.  третий год обучения направлен на развитие у детей способности анализировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; формирование умений сдерживать негативные побуждения, развитие ответственности, желания радоваться успехам сверстников; закрепление умений «читать» эмоциональное состояние по мимике, жестам.

Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)

Дидактическое обеспечение

1.         Сюжетные игрушки                                               15 штук

2.         «Волшебный» мяч                                                  1 штука

3.         Атрибуты для драматизации                                 19 штук

4.         Набор карт-пиктограмм                                         3 комплекта

5.         Набор карточек «Азбука настроения»                             10 комплектов

6.         Сюжетные картинки (различные ситуации общения)    29 штук

7.         Султанчики                                                                         10 штук

8.         Восковые мелки                                                      10 комплектов

9.         Бумага для рисования                                                        10 комплектов

10.       Аудиокассеты, диски  (для релаксации)                3 комплекта

11.         Колокольчик                                                                     5 штук

Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)

Использование медиа-материалов Интернет-ресурсов

Использование электронных систем учета обучающихся

Не используются

Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование

высокое

Как родители могут узнать о данной практике доп. образования

на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами

Кадровое обеспечение данной практики

педагог первой категории, привлечение родителей

Источники финансирования данной практики

финансирование практики за счет бюджетов  различных уровней, финансирование за счет родителей

Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику

Соответствует нормативу

Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону

равна

Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования

достаточное