Федоренко Е.А., Патрикеева Т.Н., Мурзина С.В.
 
Информационный ресурс эффективных практик организации
дополнительного образования детей дошкольного возраста
 
 
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации
 
 

 

Федоренко Е.А., Патрикеева Т.Н., Мурзина С.В.

Об авторах

                     ФИО участника (ов):  Е.А.Федоренко,Т.Н.Патрикеева,С.В. Мурзина

                     Название образовательной организации (места работы):  МДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №183"

                     Адрес образовательной организации  (область, район, населенный пункт):  Челябинская область, г.Магнитогорск

Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста

"Мир звуков"

Адрес конспекта (программы) в сети Интернет

http://rodnichek.caduk.ru/p12aa1.html

http://rusobr.ru/conspfiles/055.zip

Возрастные группы

Шесть лет

Описание формы организации работы с детьми

Для проведения НОД  по дополнительной образовательной программе «Мир звуков» используется подгрупповая форма работы, которая  позволяет работать с небольшим количеством детей .Образовательная деятельность проводится в 2 подгруппах ,где дети объединяются по уровню развития и возрасту. Это улучшает эффективность работы, учебного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес.

Описание образовательных задач

Формировать начало музыкальной культуры. Создать условия для активизации и развития  слуха детей, привлечь внимание к окружающим звукам, помочь вслушиваться в звучащий мир, создать атмосферу погружения в него, уметь дифференцировать звуки.

Описание воспитательных задач

Воспитание культурного слушателя, формирование положительного отношения ребенка к окружающему миру.

Описание развивающих задач

Формировать эстетическое отношение к окружающей звуковой и музыкально – звуковой действительности

Развивать музыкальность у  детей,           слуховое  внимание, умение сопоставлять и анализировать,  способствовать развитию творческих способностей, эмоциональной отзывчивости.

Описание подготовки к мероприятию

Изучение  соответствующей литературы, знакомство с опытом своих коллег, составление плана работы, подготовка развивающей среды, привлечение родителей и педагогов детского сада.

Описание хода мероприятия

Программа включает ряд тем:

1. Тема: «Звуки, которые « живут»  в вещах».

2. Тема: «Звуки улицы».

3. Тема: «Звуки, которые «живут» в часах».

4. Тема: «Голоса природы»:

- «Звуки - голоса лета».

- «Звуки - голоса осени».

- «Звуки - голоса зимы».

- «Звуки - голоса весны».     

 

Модель реализации тем:

 

I этап

Восприятие и семиотический анализ немузыкальных звуков окружающей звуковой реальности

 

II этап

Восприятие и семиотический анализ музыкальных звуков (тембры музыкальных инструментов)

 

III этап

Восприятие и семиотический анализ музыкальных произведений

 

Использование в НОД знаково-символической деятельность, схематизации. Система разработанных  специальных знаков (автор Н.Г.Салмин, как введенных так и общепринятых), среди которых можно выделить знаки, фиксирующие немузыкальные звуки (звуки различных предметов, улицы, часов, «голосов природы»), их качественные характеристики и свойства; знаки, фиксирующие музыкальные звуки ( тембры музыкальных инструментов: металлофона, треугольника, колокольчика, ксилофона, коробочек, палочек, медных тарелочек, бубна, дудочек и др). Знаки, фиксирующие средства их выразительности (тембр, динамика, высота, выразительность, темп, ритм).

Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)

Для проведения НОД  по дополнительной развивающей программе созданы необходимые условия. Занятия- эксперименты со звуками проводятся  в интерактивной лаборатории детского сада  и в зимнем саду. В опытной лаборатории изготавливаются детские шумовые инструменты. Используются информационно-коммуникационные технологии, аудиовизуальные пособия: СD-диски, DVD –диски, флеш-накопители, детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования, музыкально-дидактические игры и пособия, интерактивные музыкальные игрушки. Для изображения музыкально-символической деятельности используется графический планшет.

Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)

http://www.baby-news.net – «Baby news»

http://www.moi-detsad.ru -Всё для детского сада

http://sdo-journal.ru/ - Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

http://www.detskiysad.ru - Детский сад. Ру.

Использование электронных систем учета обучающихся

Не используются

Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование

высокое

Как родители могут узнать о данной практике доп. образования

на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами

Кадровое обеспечение данной практики

педагог высшей категории, привлечение родителей

Источники финансирования данной практики

финансирование практики за счет бюджетов  различных уровней

Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику

Соответствует нормативу

Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону

равна

Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования

достаточное