Федорова Марина Владимировна
 
Информационный ресурс эффективных практик организации
дополнительного образования детей дошкольного возраста
 
 
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации
 
 

 

Федорова Марина Владимировна

Об авторах

                     ФИО участника (ов):  Федорова Марина Владимировна

                     Название образовательной организации (места работы):  МАДОУ с. Левоча

                     Адрес образовательной организации  (область, район, населенный пункт):  Новгородская область, Хвойнинский район, с. Левоча

Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста

Дополнительная общеобразовательная программа  «Обучение элементам  игры в баскетбол детей старшего дошкольного возраста»

Адрес конспекта (программы) в сети Интернет

http://rusobr.ru/conspfiles/028.zip

Возрастные группы

пять лет, шесть лет, 7 лет

Описание формы организации работы с детьми

Форма организации - групповая и подгрупповая, разделение  детей на команды. Некоторые игры, подводящие к баскетболу целесообразно проводить с подгруппой детей, сочетая их с другими упражнениями спортивного характера, или с другими видами деятельности, не требующими постоянного контроля воспитателя. После овладения определенными действиями с мячом и структурой игры надо подвести детей к самостоятельным играм с мячом без непосредственного руководства воспитателя. Если одна подгруппа детей играет с мячом, воспитатель может в это время руководить другой подгруппой по выполнению спортивных упражнений или совершенствованию основных движений, не оставляя совсем без контроля играющих детей. Баскетбол — это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью.

Описание образовательных задач

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий.

Описание воспитательных задач

Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсорно-моторный опыт, развивается творчество. Чем богаче сенсорно-моторный опыт ребенка, тем легче формируются его двигательные навыки.

Описание развивающих задач

Мяч имеет форму шара. Никакое другое тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, которое дает полноту ощущения формы. Шар оптимально задействует все анализаторы – двигательный, вестибулярный, зрительный, тактильный, что усиливает эффект положительного воздействия на совершенствование точных движений рук и пальцев, психическое состояние ребенка и его физиологические функции.

Описание подготовки к мероприятию

Игры с мячом проводятся круглогодично, в хорошую погоду на площадке. Продолжительность их 25-30 минут в сочетаниями с играми меньшей физической нагрузки. Целесообразно проводить игры на прогулке в занятиях по физической культуре. Если занятия проводятся с утра, то игры с мячом лучше организовать во время прогулки после дневного сна и наоборот. Нецелесообразно сразу после окончания занятий: рисованием, математикой, родным языком и др. – проводить обучение элементам баскетбола во время прогулки. Лучше дать детям возможность некоторое время заниматься другими видами деятельности: дети устают на занятиях, а для усвоения определенных действий с мячом, правил игры им придется опять сосредоточить внимание, думать, что приведет к дополнительной мыслительной нагрузке. Поэтому самое благоприятное время – вторая половина дня.

На занятиях воспитатель– инструктор по физической культуре использует теоретическую подготовку, в которой дается информация на доступном для дошкольников уровне, например: история возникновения игр; национальные игры с элементами спорта; достижения и успехи России в данной области спорта; достижения и успехи местных спортсменов в данной области спорта; беседы с дошкольниками о выдающихся спортсменах; показ фотографий, слайдов, видеофильмов, чтение книг на тему «Спортивные игры» с последующим их обсуждением.

Описание хода мероприятия

Первая часть.

1. Ходьба друг за другом с мячом в руках. Подбросить мяч вверх и поймать его 5-6 раз подряд.

2. Бросание мяча вверх и ловля его после отскока от пола. Учить следить за мячом при броске, ловить ладонями. Повторить 8-10 раз.

3. Катание мяча, наклонившись, обеими руками. Упражнение выполняют все дети одновременно 4-6 раз. Напомнить, что при катании следует смотреть вперед, догоняя мяч не мешать товарищу.

Вторая часть. Подвижная игра «Играй, играй мяч не теряй». Напомнить детям, какие можно выполнять движения с мячом. Объяснить, что после сигнала необходимо как можно быстрее поймать мяч и держать его свободно, обеими руками на уровне груди, пальцы широко расставлены. Повторить 5-6 раз.

Третья часть. Малоподвижная игра «Будь внимателен» (3-4 мин.). Дети становятся в кружок, в середине его ведущий – воспитатель. Он бросает мяч кому-либо из круга, применяя обманные действия, и тот должен поймать мяч. Не поймавший мяч получает штрафное очко. Напомнить детям, как надо принимать мяч.

Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)

Корзины со щитом, длина которых 120 см., высота 90 см., внутренний диаметр корзин 45 см. Сетка должна иметь длину 40 см. Корзины подвешиваются не ниже 180 см., не выше 200 см. над уровнем площадки. Щиты делаются из целого прочного дерева, поверхность их окрашивается белым цветом, а края обводятся красной линией шириной 5 см.

Мячи можно использовать разного веса и диаметра. При обучении ведению мяча лучше пользоваться надувными мячами. Детские резиновые мячи плохо отскакивают от пола, и, ведя их, дети прилагают большие усилия, что ведет принятия неправильной стойки.

Наиболее удобная для игр с мячом площадка длиной 13 м., шириной 7 м. На площадке следует отметить боковые и лицевые линии и круг для розыгрыша спорных мячей в центре площадке диаметром 1,8 метра. Площадки могут быть разного покрытия, но лучше всего деревянные – их легко чистить, от них хорошо отскакивает мяч.

Проведение игры возможно и в спортивном зале детского дошкольного учреждения. Оборудование и инвентарь соответственно площадке.

Перечень оборудования и спортинвентаря

            Наименование                                                         Количество

1          Скамейки и вешалки для раздевания                    2

2          Скамейки гимнастические                                    2

3          Щиты навесные с баскетбольными кольцами     2

4          Щиты-мишени навесные                                       2

5          Мячи баскетбольные                                              10

6          Мячи большие резиновые   Д. 20-25                     10

                                    Д. 12-14                     10

7          Мячи волейбольные                                                          10

8          Мячи малые резиновые       Д. 8-10                       10

                       Д.4-6                           10

9          Конусы - ориентиры                                                          10

10        Шнуры, скакалки                                                    10

Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)

Литература

1.         Адашкявичене Э. Й. «Баскетбол для дошкольников». - М.: Просвещение, 1983.

2.         Гришин В. Г. «Игры с мячом и ракеткой». - М.: Педагогика, 1975.

3.         Зельдович Т. А.; Кераминас С. А.  «Подготовка юных баскетболистов». - М.: Физкультура и спорт, 1964.

4.         Кенеман А. В.; Хухлаева Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1980.

5.         Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду». М.: Просвещение, 1978.

6.         Осокина Т. И.; Тимофеева  Е. А.; Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе». - М.: Просвещение, 1978.

7.         Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет». М.: Просвещение, 1988.

8.         «Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе». Под ред. Кенемана А. В. – М.: Просвещение, 1980.

Использование электронных систем учета обучающихся

Не используются

Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование

Среднее

Как родители могут узнать о данной практике доп. образования

на собрании родителей или из общения с педагогами

Кадровое обеспечение данной практики

молодой специалист

Источники финансирования данной практики

финансирование за счет родителей

Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику

Соответствует нормативу

Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону

Равна

Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования

Достаточное