Федотова Марина Аркадьевна
 
Информационный ресурс эффективных практик организации
дополнительного образования детей дошкольного возраста
 
 
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации
 
 

 

Федотова Марина Аркадьевна

Об авторах

                     ФИО участника (ов):  Федотова Марина Аркадьевна

                     Название образовательной организации (места работы):  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №20 "Почемучка"

                     Адрес образовательной организации  (область, район, населенный пункт):  Забайкальский край город Краснокаменск дом 815

Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста

Фитболгимнастика в детском саду

Адрес конспекта (программы) в сети Интернет

http://rusobr.ru/conspfiles/019.zip

Возрастные группы

Шесть лет

Описание формы организации работы с детьми

Форма занятий: тренирующие, игровые. Большая часть занятий проводится в игровой форме, упражнения имеют разные названия: бабочка, улитка, крокодил, книга и т.д., отработанные движения превращаются в необычную сказку: «Подарок лесовичка», «Настоящая красавица» и т.д

Описание образовательных задач

Образовательные задачи

·         вооружить занимающихся знаниями о влиянии занятий фитбол-гимнастикой на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях, профилактике травматизма;

·         формировать знания, умения и навыки, необходимые в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт занимающихся;

·         содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

·         способствовать развитию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

·         прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).

Описание воспитательных задач

Воспитательные задачи

·         воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

·         формировать навыки выразительности, пластичности в движениях;

·         развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи;

·         способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности;

·         воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели;

·         содействовать формированию коммуникативных качеств у детей;

Описание развивающих задач

·         обучать выполнению упражнений на мячах, уделяя внимание осанке;

·         формировать двигательные навыки и умения в различных видах упражнений на фитболах;

·         укреплять различные группы мышц (мышцы рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и таза, ног и свода стопы);

·         развивать равновесие, координацию, ловкость, точность движений;

·         формировать и укреплять осанку, увеличивать гибкость и подвижность суставов;

·         вызывать у детей приподнятое настроение, хорошее самочувствие, отсутствие страха казаться неловким.

Описание подготовки к мероприятию

Режим и формы занятий

Занятия кружка «Фитбол – гимнастика» проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Индивидуальные занятия с ребенком, пропустившим занятие по уважительной причине (по болезни) длятся 10-15 минут. Общее количество часов в год – 32, или академических 64 часа. Ежемесячно проводятся 8 занятий.

Форма занятий: тренирующие, игровые. Большая часть занятий проводится в игровой форме, упражнения имеют разные названия: бабочка, улитка, крокодил, книга и т.д., отработанные движения превращаются в необычную сказку: «Подарок лесовичка», «Настоящая красавица» и т.д.

Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Все части взаимосвязаны, поэтому их деление относительно.

Подготовительная часть занимает от 5 до 15% общего времени и зависит от целей занятия. Задача этой части – подготовить организм ребенка к предстоящим нагрузкам, разогреть мышцы, связки, суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Основная часть занимает от 70 до 85% общего времени. В этой части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. Решаются главные задачи развития двигательных навыков и умений, формирование физических качеств, воспитание воли, решительности, дисциплинированности, активности.

Заключительная часть длится от 3 до 7% общего времени. Она обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию. В заключительной части занятия используются упражнения на дыхание, релаксация.

Описание хода мероприятия

Программа работы кружка «Фитбол - гимнастика» включает в себя четыре этапа.

1-й этап.

Задачи этапа и их реализация.

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Рекомендуемые упражнения:

- различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;

-           отбивание фитбол двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

-           передача фитбола друг другу, броски фитбола;

-           игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).

     2.Обучить правильной посадке на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

- сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

Например:

а) повороты головы вправо-влево;

б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;

в) поднимание и опускание плеч;

г) скольжение руками по поверхности фитбола;

д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

3.         Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

Рекомендуемые упражнения:

          Сидя в полуприсяде на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.

Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.

Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.

          Исходное положение - упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;

-           присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;

-           вернуться в исходное положение.

          Исходное положение - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.

          Исходное положение - лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.

          Исходное положение - лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбол а вперед-назад.

          Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.

          Исходное положение - лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.

          Исходное положение - лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.

          Исходное положение — лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.

          Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся.

          Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

Организационно-методические указания.

Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5—6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.

Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1—1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.

Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

2-й этап.

Задачи этапа и их реализация:

1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

          самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравни¬вающим корпус спины;

          в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.

          Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:

          ходьбу на месте, не отрывая носков;

          ходьбу, высоко поднимая колени;

          из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;

          приставной шаг в сторону:

          из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.

2.         Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).

Рекомендуемые упражнения:

          поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;

          поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

          то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

3.         Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

          наклониться вперед, ноги врозь;

          наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;

          наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

          наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

          сохранить правильную осанку и удержать равновесие в фазных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях- выполнить круговые движения руками;

          сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.

          Исходное положение - лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.

          Исходное положение — лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.

          Исходное положение — лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи - над кистями.

          В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

          Исходное положение — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.

          Исходное положение - лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.

          Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения — руки за голову.

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

          сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

          сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево - вправо.

Организационно-методические указания.

При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакте поверхностью фитбола.

Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

3-й этап.

Задачи этапа и их реализация:

1.         Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

Рекомендуемые упражнения:

комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.

2.         Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

Рекомендуемые упражнения:

          стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные  пружинистые покачивания;

          то же упражнение выполнять, сгибая руки;

          стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено - на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;

          лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом - на средней линии, лопаток;

          исходное положение — то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;

          исходное положение - то же, выполнять одновременно одноименной рукой и ногой.

 

4-й этап.

Задача этапа и ее реализация:

1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

Рекомендуемые упражнения:

          Исходное положение — в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.

          Исходное положение - то же, но опора на фитбол одной ногой.

          Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.

          Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.

          Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.

          Исходное положение - то же, ноги вверх.

          Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.

          Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.

          Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.

          Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.

          То же упражнение, но опора на фитбол  одной ногой.

          Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.

          То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)

Фитболы по количеству детей

Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)

методические рекомендации

Использование электронных систем учета обучающихся

Не используются

Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование

высокое

Как родители могут узнать о данной практике доп. образования

на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами

Кадровое обеспечение данной практики

педагог первой категории

Источники финансирования данной практики

финансирование практики за счет бюджетов  различных уровней

 

Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику

Соответствует нормативу

Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону

ниже

Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования

недостаточное