Об авторах
• ФИО участника (ов): Федотова Марина Аркадьевна
• Название образовательной организации (места работы): Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №20 "Почемучка"
• Адрес образовательной организации (область, район, населенный пункт): Забайкальский край город Краснокаменск дом 815
Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста
Фитболгимнастика в детском саду
Адрес конспекта (программы) в сети Интернет
http://rusobr.ru/conspfiles/019.zip
Возрастные группы
Шесть лет
Описание формы организации работы с детьми
Форма занятий: тренирующие, игровые. Большая часть занятий проводится в игровой форме, упражнения имеют разные названия: бабочка, улитка, крокодил, книга и т.д., отработанные движения превращаются в необычную сказку: «Подарок лесовичка», «Настоящая красавица» и т.д
Описание образовательных задач
Образовательные задачи
· вооружить занимающихся знаниями о влиянии занятий фитбол-гимнастикой на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях, профилактике травматизма;
· формировать знания, умения и навыки, необходимые в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт занимающихся;
· содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
· способствовать развитию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
· прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).
Описание воспитательных задач
Воспитательные задачи
· воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
· формировать навыки выразительности, пластичности в движениях;
· развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи;
· способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности;
· воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели;
· содействовать формированию коммуникативных качеств у детей;
Описание развивающих задач
· обучать выполнению упражнений на мячах, уделяя внимание осанке;
· формировать двигательные навыки и умения в различных видах упражнений на фитболах;
· укреплять различные группы мышц (мышцы рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и таза, ног и свода стопы);
· развивать равновесие, координацию, ловкость, точность движений;
· формировать и укреплять осанку, увеличивать гибкость и подвижность суставов;
· вызывать у детей приподнятое настроение, хорошее самочувствие, отсутствие страха казаться неловким.
Описание подготовки к мероприятию
Режим и формы занятий
Занятия кружка «Фитбол – гимнастика» проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Индивидуальные занятия с ребенком, пропустившим занятие по уважительной причине (по болезни) длятся 10-15 минут. Общее количество часов в год – 32, или академических 64 часа. Ежемесячно проводятся 8 занятий.
Форма занятий: тренирующие, игровые. Большая часть занятий проводится в игровой форме, упражнения имеют разные названия: бабочка, улитка, крокодил, книга и т.д., отработанные движения превращаются в необычную сказку: «Подарок лесовичка», «Настоящая красавица» и т.д.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Все части взаимосвязаны, поэтому их деление относительно.
Подготовительная часть занимает от 5 до 15% общего времени и зависит от целей занятия. Задача этой части – подготовить организм ребенка к предстоящим нагрузкам, разогреть мышцы, связки, суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Основная часть занимает от 70 до 85% общего времени. В этой части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. Решаются главные задачи развития двигательных навыков и умений, формирование физических качеств, воспитание воли, решительности, дисциплинированности, активности.
Заключительная часть длится от 3 до 7% общего времени. Она обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию. В заключительной части занятия используются упражнения на дыхание, релаксация.
Описание хода мероприятия
Программа работы кружка «Фитбол - гимнастика» включает в себя четыре этапа.
1-й этап.
Задачи этапа и их реализация.
1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
- различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;
- отбивание фитбол двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;
- передача фитбола друг другу, броски фитбола;
- игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).
2.Обучить правильной посадке на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
- сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.
Например:
а) повороты головы вправо-влево;
б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;
в) поднимание и опускание плеч;
г) скольжение руками по поверхности фитбола;
д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;
е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.
3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
Рекомендуемые упражнения:
• Сидя в полуприсяде на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.
Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.
Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.
• Исходное положение - упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;
- присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;
- вернуться в исходное положение.
• Исходное положение - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.
• Исходное положение - лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.
• Исходное положение - лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбол а вперед-назад.
• Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.
• Исходное положение - лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.
• Исходное положение - лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.
• Исходное положение — лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.
• Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся.
• Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.
Организационно-методические указания.
Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5—6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.
Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1—1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.
Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
2-й этап.
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
• самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравни¬вающим корпус спины;
• в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.
• Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:
• ходьбу на месте, не отрывая носков;
• ходьбу, высоко поднимая колени;
• из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;
• приставной шаг в сторону:
• из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.
2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
Рекомендуемые упражнения:
• поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;
• поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;
• то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.
3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
• наклониться вперед, ноги врозь;
• наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;
• наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;
• наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;
• сохранить правильную осанку и удержать равновесие в фазных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях- выполнить круговые движения руками;
• сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.
• Исходное положение - лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.
• Исходное положение — лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.
• Исходное положение — лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи - над кистями.
• В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.
• Исходное положение — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.
• Исходное положение - лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.
• Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения — руки за голову.
4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
• сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;
• сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево - вправо.
Организационно-методические указания.
При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакте поверхностью фитбола.
Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.
3-й этап.
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
Рекомендуемые упражнения:
комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.
2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
• стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;
• то же упражнение выполнять, сгибая руки;
• стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено - на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;
• лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом - на средней линии, лопаток;
• исходное положение — то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;
• исходное положение - то же, выполнять одновременно одноименной рукой и ногой.
4-й этап.
Задача этапа и ее реализация:
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
Рекомендуемые упражнения:
• Исходное положение — в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.
• Исходное положение - то же, но опора на фитбол одной ногой.
• Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.
• Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.
• Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.
• Исходное положение - то же, ноги вверх.
• Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.
• Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.
• Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.
• Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.
• То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.
• Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.
• То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.
Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)
Фитболы по количеству детей
Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)
методические рекомендации
Использование электронных систем учета обучающихся
Не используются
Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование
высокое
Как родители могут узнать о данной практике доп. образования
на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами
Кадровое обеспечение данной практики
педагог первой категории
Источники финансирования данной практики
финансирование практики за счет бюджетов различных уровней
Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику
Соответствует нормативу
Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону
ниже
Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования
недостаточное