Об авторах
• ФИО участника (ов): Давыдова Надежда Павловна
• Название образовательной организации (места работы): МБОУ СОШ № 140
• Адрес образовательной организации (область, район, населенный пункт): Челябинская ,Челябинск
Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста
"Юный артист"
Адрес конспекта (программы) в сети Интернет
http://rusobr.ru/conspfiles/074.zip
Возрастные группы
шесть лет
Описание формы организации работы с детьми
Оптимальная форма организации работы – объединение группы ребят с целью постановки спектакля и показа его зрителям.
Использование данной формы работы не предусматривает разделение детей на художников и исполнителей, хотя, в процессе работы, у детей могут проявляться некоторые склонности к какому-либо виду деятельности
Описание образовательных задач
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
Привлекать детей к участию в театрализованной игре. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Обогащать театральный опыт ребёнка: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем
Привлекать детей к режиссерской деятельности (подготовке афиш, декораций и атрибутов, подбору музыкального сопровождения)
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Описание воспитательных задач
Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству. Природе, переживаниям других людей. Приобщаясь к театру, ребята начинают мыслить шире, у них появляется интерес и литературе и истории.
Описание развивающих задач
Овладение уровнем развития языковой способности
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
- Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению
Описание подготовки к мероприятию
Предварительная работа
1. Рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий о жизни первобытного человека.
2. Знакомство с животными (мамонт, саблезубый тигр), обитавшими в древние времена.
3. Просмотр мультфильмов:
- "Всемирная история. Древний человек"
- "Кот, который гулял сам по себе"
4. Изготовление костюмов и украшений древних людей.
Описание хода мероприятия
В группе воспитатель приглашает детей к мольберту
с картинкой древнего человека.
Воспитатель: Сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он взялся, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: .Произошел ли он от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но тем не менее, был он вот такой, наш далекий предок.
Воспитатель показывает слайд с изображением первобытного человека.
Воспитатель: У человека не было ни острых зубов, ни когтей, как у животных, он не умел летать как птицы. Правда, он был ловок и сообразителен. Посмотрите, во что был одет древний человек?
Дети. В шкуру.
Воспитатель. Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов, и человеку приходилось все делать своими руками. А кто догадается, зачем ему нужна была шкура? А вам для чего ваша одежда?
Дети. Одежда защищает от холода и непогоды.
Воспитатель. Как спасался первобытный человек от холода? Может быть, вы сможете догадаться, что еще нужно было человеку, чтобы выжить?
Дети отвечают с помощью наводящих вопросов воспитателя.
Воспитатель. Конечно, ему требовались вода и еда. Попить он мог из ручья или из реки. А что же он мог есть?
Дети. Ягоды, траву, мясо.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Сейчас мы с вами превратимся в первобытных людей и отправимся в древние времена.
Дети надевают костюмы первобытного человека (шкуры, украшения)
Воспитатель. Ребята, мы с вами отправляемся в волшебное путешествие. Идите за мной…
Дети вслед за воспитателем идут из группы в музыкальный зал через небольшой коридор.
Воспитатель подводит детей к панораме с изображением мамонтов.
Воспитатель. Вот мы и попали в мир древнего человека.
В те далекие времена на земле водились мамонты. На какого зверя похож мамонт?
Дети. На слона.
Воспитатель. Верно. А чем мамонт отличается от слона и чем похож на него?
Ответы детей.
Воспитатель. Как вы думаете, зачем им хобот, бивни и длинная шерсть?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, слоны и мамонты - родственники (сравнивают с игрушки слона и мамонта).
Они появились много миллионов лет назад. Мамонты жили в холодных уголках нашей планеты: в Арктике, на холодных сухих лугах северных районов Европы, а также в Сибири и в Северной Америке, а слоны обитают в теплых краях. Вот только мамонты вымерли давным-давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут в Азии, Индии и Африке.
У слонов, как и у мамонтов, есть длинные зубы-резцы (бивни) и хоботы. Взрослые слоны гордятся своими мощными бивнями. Они нужны животным, чтобы выкапывать из земли корни и траву, - так же делали и мамонты, разрывая снег в поисках пищи. А также бивни используются в драках и при защите своих детенышей. Обычно слоны пользуются одним бивнем больше, совсем как люди, которые бывают правшами и левшами. Хобот слонов и мамонтов - это длинный нос. Гиганты используют его, чтобы нюхать, трогать или брать предметы и пить воду. В течение дня слон выпивает почти 200л воды - целую ванну!
Косматая "шуба" согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.
Но в отличие от лопоухих слонов, ушки мамонтов были маленькие - большие уши отмерзли бы на сильном морозе.
Ученые до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-то ужасная эпидемия или первобытные люди истребили последнего мамонта на земле…
Ученые считают, что однажды мы будем знать о мамонтах достаточно, чтобы вырастить мамонтенка внутри мамы-слонихи. Тогда мамонтов больше не будут считать вымершими животными!
А еще в те времена в лесах и на лугах Северной Америки водились саблезубые тигры (переходят к мольберту с изображением саблезубого тигра). Научное название саблезубых тигров - махайрод (в переводе с греческого "меч и зубы"). Это был один из самых удачливых охотников ледникового периода.
На каких современных животных он похож?
Ответы детей.
Воспитатель. Этот огромный хищник очень похож на современных больших диких кошек - львов и тигров (сравнивают с игрушкой тигра).
Крупный саблезубый тигр был размером со льва. Он мог быстро бегать, но только на короткие расстояния. Хищник незаметно выслеживал добычу, неслышно подкрадывался, а затем внезапно нападал.
У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти резцы длиннее человеческой ладони! Скажите, чем, по вашему мнению, питались саблезубые тигры?
Ответы детей.
Воспитатель. У саблезубых тигров были мощные плечи, сильные ноги и огромные зубы-сабли. Своей мощью саблезубый тигр больше напоминал медведя, чем кошачьих: он мог нападать на животных гораздо крупнее себя, например, на бизонов. Считают, что кроме бизонов, саблезубый тигр охотился на оленей, лошадей, верблюдов, мамонтят и наземных ленивцев. Его пасть раскрывалась в два раза шире, чем у льва. Зубы-сабли были очень длинными, но тонкими, поэтому часто ломались о кости добычи. Саблезубые тигры могли втягивать и выпускать когти, как современные домашние кошки. Но когда начался ледниковый период, в этой местности стало меньше пищи для травоядных животных, на которых охотились саблезубые тигры. Травоядные животные со временем стали уменьшаться в размерах и становились более ловкими. Саблезубые тигры не могли раздобыть достаточно пищи для прокорма и постепенно вымерли. Это произошло примерно 11 тысяч лет назад.
А как вы думаете, что нужно было древнему человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями?
Дети. Оружие.
Воспитатель. Из чего его можно было сделать?
Ответы детей.
Воспитатель. Сегодня оружие можно сделать из различных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. (Подходят к мольберту с изображением орудий труда и охоты древних людей)
Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева - само копье, ручку топора. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений - лиан. Рассмотрите свое оружие. Что это? Из чего в древние времена могло быть сделано такое оружие?
Ответы детей.
Воспитатель. Первобытные люди жили племенами. Это было человеческое стадо. У него был свой вождь. Старейшины - старые и мудрые люди - обучали молодых делать оружие, собирать плоды и многому другому. Давайте, как настоящее племя, сядем в круг.
Дети садятся в круг на ковер.
Воспитатель. А я сейчас превращусь в старейшину нашего племени (надевает костюм первобытного человека).
Теперь мы с вами тоже первобытные люди, но мы живем не в стаде, а в племени, потому что стали умнее.
Я - вождь племени - великий Махатуп. Пусть каждый из вас придумает себе имя. Тот, до кого я дотронусь копьем, должен встать, назвать свое имя перед всем племенем и сесть обратно.
Воспитатель дотрагивается до плеча каждого ребенка копьем - дети встают и называют имена.
Да, трудные были времена. И от хищных зверей надо спасаться: саблезубых тигров и пещерных львов и медведей. И еду для всего племени добывать. А хотите, я научу вас охотиться на мамонта?
Дети. Хотим!
Воспитатель. Тогда сначала давайте встанем и попробуем сделать движения охотников: стреляем из лука, метаем копье, бросаем булаву, метаем камни.
Воспитатель показывает детям движения, а дети повторяют (пантомима).
Молодцы! Хорошо получается! Тогда можно отправляться на охоту. Но как же узнать, где обитают мамонты?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к мольберту с изображением сцен охоты.
Воспитатель. Сначала нужно найти тропу, по которой мамонты ходят на водопой. Потом выкопать там большую яму, на дно поставить острые колья, а сверху накидать веток, чтобы яму не было видно. Сами же спрячемся в засаде. Как мамонт появится, нужно закричать, зашуметь. Знаете, как кричит загонщик? (имитирует звуки) Давайте попробуем.
Дети шумят.
Воспитатель. Мамонт испугается, побежит по тропинке и провалится в нашу яму-ловушку прямо на колья. Тут нужно выбежать из засады и закидать попавших в ловушку животных камнями. Только осторожнее, близко к яме не подходите, а то мамонт может вас хоботом задеть. Ну что, все готовы? Тогда пошли за мной тропу искать да яму копать.
Звучит аудиозапись звуков природы.
Воспитатель и дети идут по "тропе" (физкультурные дорожки из пробок, со следами (массаж биологически активных точек стоп, профилактика плоскостопия)), перепрыгивают через дорожку-"ручеек", подлезают под "поваленное дерево" (воротца для подлезания).
Проводится физкультминутка:
Дети имитируют движения: копают яму, вбивают колья, закладывают яму веточками". На место "копания" выкладывают яму-обруч. Потом дети отходят, укрываясь в "засаде" (приседают, закрыв глаза руками). Помощник воспитателя кладет в обруч игрушки мамонта, саблезубого тигра.
Воспитатель. Я вижу, как по тропе идет дикие звери. Кричим!
Дети-охотники кричат из засады.
Воспитатель. Звери испугались и бегут к ловушке! Они не заметили ямы и провалились в нее. Охотники, приготовьтесь! Стреляем!
Дети метают в обруч "камни" (мешочки для метания).
Воспитатель. В яму-западню попали мамонт и тигр. Забираем добычу. А теперь пошли… А куда ж мы пойдем? Где жили первобытные люди, как вы думаете?
Дети. В доме, в пещере.
Воспитатель. Верно. Там, где были горы, люди жили в пещерах. Где гор не было, строили себе хижины из костей и шкур животных. Пойдемте.
Дети идут за воспитателем к импровизированной пещере.
Воспитатель. Наконец-то дошли. Как я устала и проголодалась. Нам пора покушать. У нас есть дичь, а значит, мясо. Но его нельзя есть сырым, оно жесткое. Что надо с ним сделать перед тем, как есть?
Дети. Пожарить, сварить.
Воспитатель. И мы его пожарим, только на чем?
Дети. На огне, на костре.
Воспитатель. Правильно, в древности люди готовили еду на костре. Но первобытный человек сначала не мог сам добывать огонь. Как вы думаете, где человек первый раз взял огонь?
Ответы детей.
Воспитатль. Древние люди ждали, когда будет гроза. Молния ударяла в какое-нибудь дерево, и оно загоралось. Тогда люди брали ветку, поджигали ее от горящего дерева и разводили костер в своем жилище или около него. Потом люди научились добывать огонь.
Они находили два камня, которые называются кремень. Чтобы добыть огонь, нужно было набрать сухой травы или мха, сильно стукнуть кремень о кремень - выскочит огненная искра. Она подожжет мох. Только стучать нужно было осторожно, чтобы не пораниться (не стукнуть по пальцам).
А в тех местах, где нет кремния, пользовались сухой палочкой специального дерева. Вниз подкладывали сухую траву, на нее ставили палочку и терли ее между рук. Палочка нагревалась, трава загоралась.
Давайте и мы присядем к нашему костру.
Дети вместе с воспитателем садятся вокруг костра.
Воспитатель продолжает беседу с показом иллюстраций.
Воспитатель. Да, нелегко было добыть огонь, нужно было долго тренироваться. Чтобы огонь не погас, и день и ночь люди по очереди дежурили у костра, подкладывали ветки и сучья, поддерживая огонь. Огонь обогревал, оберегал от диких зверей, помогал готовить еду…
А что же ели древние люди, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель.Рацион древних людей был довольно разнообразен. В него входили крупная и мелкая дичь, рыба и моллюски, коренья, зерна, ягоды. Древние люди научились жарить мясо как на углях, прямо в очаге, так и на раскаленных плоских камнях (как на сковороде). Могли его готовить также на вертеле, сделанном из длинной кости или бивня мамонта. А еще они запекали мясо, завернув его в листья и засыпав углями. Что вам напоминают такие способы приготовления мяса на огне?
Ответы детей.
Воспитатель. Да. Получается, что гриль, барбекю и шашлык изобрели еще доисторические люди.
Но после приготовления мяса, чтобы его съесть, нужно снять с костра и куда-то положить. Была ли у древних людей посуда, и какими столовыми приборами они пользовались?
Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации приготовления еды в древние времена.
Воспитатель. Доисторическая посуда была сделана из кожи, костей, коры, шкур и дерева. А вот ели древние люди, в основном, руками. Вилок тогда еще не изобрели. Иногда древнему человеку вилку заменяла заостренная палочка, на которую накалывали горячий кусочек мяса.
Также первобытные люди пользовались ножами, сделанными из камня (кремния). Их форма была весьма схожа с формой современных ноже. Лезвие было заточено с одной стороны, а рукоятку ножа изготавливали из дерева или кости.
Зато древние изобрели ложки, сделанные из оленьего рога, мамонтовой кости или бивня. Некоторые даже были красиво украшены. Но пользовались ими для перемешивания пищи при приготовлении, а не для того, чтобы донести еду до рта.
Людям нужно было не только есть, но и пить. Летом воду, как мы уже сказали, они могли попить из ручья или реки. Со временем люди научились кипятить воду, чтобы приготовить горячую жидкую пищу. Но как же они кипятили воду, ведь посуда была сделана из кожи, дерева, коры, шкур и она могла сгореть на огне?
Дети высказывают свои версии.
Воспитатель. До того, как человек придумал изготавливать посуду из глины и изобрел гончарное дело, воду кипятили, бросая в нее раскаленные камни. Остывшие камни заменяли новыми горячими, пока вода не закипала.
Еще доисторические люди поддерживали определенный запас продуктов питания на случай неудачной охоты или на зиму. Поэтому они изобрели способы консервирования продуктов, которые дошли и до наших дней. Что я имею в виду?
Ответы детей.
Воспитатель. Они сушили траву, грибы и ягоды. И уже узнали, что рыба и мясо лучше сохраняются, если их как следует прокоптить.
Многому научились древние люди. Но произошло это не сразу - прошло много-много сотен лет…
Ребята, тем временем наше мясо и поджарилось. Давайте есть.
Дети и воспитатель "едят" мясо (имитация движений).
Воспитатель. Замечательное мясо мы пожарили, хорошая была охота!
Звучит тихая музыка.
Воспитатель. Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Скажите, что вам больше всего понравилось в жизни первобытных людей?
Ответы детей.
Воспитатель. Наше время истекло. Сейчас мы вернемся в группу, снимем свои "шкуры" и вновь превратимся в мальчиков и девочек. Возвращение в наши дни начинается!
Дети вместе с воспитателем возвращаются в группу, снимают костюмы.
Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)
Оборудование
1. Костюмы древних людей для детей и воспитателя
2. Иллюстрации жизни и быта древних людей:
• картинки с изображением мамонтов - 2 шт.;
• картинки с изображением саблезубого тигра - 2 шт.;
• изготовление орудий труда;
• орудия труда и охоты;
• изготовление ямы-западни для диких животных;
• охота на мамонтов;
• добывание огня;
• приготовление мяса на костре;
• выделка шкур;
• ловля рыбы;
• наскальная живопись;
• кипячение воды;
• использование острой палочки в качестве вилки.
• консервирование продуктов питания
3. Имитация костра (сухие ветки, пламя из цветной бумаги) в импровизированной пещере (декорация из ткани)
4. Физкультурное оборудование:
" дорожка со следами;
" ручеек;
" воротца для подлезания;
" мешочки для метания;
" обруч
5. Мольберты - 5 шт.
6. Политическая карта мира
7. Указка
8. Магнитофон, аудиозапись звуков природы и тихой музыки
Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)
Литература
1. Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под ред. К.Ю.белой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64с. - (Программа развития)
2. Блинова Г.М. Ползнавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с. (Вместе с детьми)
3. Энциклопедия знатока. Первобытный человек. - М.: "Махаон", 2007г.
4. Детский журнал "Ледниковый период. Коллекция животных" № 1, № 3, № 10, № 13
Использование электронных систем учета обучающихся
Не используются
Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование
высокое
Как родители могут узнать о данной практике доп. образования
из социальных сетей, на собрании родителей или из общения с педагогами
Кадровое обеспечение данной практики
педагог первой категории
Источники финансирования данной практики
финансирование практики за счет бюджетов различных уровней
Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику
Соответствует нормативу
Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону
равна
Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования
достаточное