Организаторы семинара: компания "E-publish" и Московский государственный гуманитарный университет им. Шолохова.
Дата проведения: 26 ноября 2014 г.
Адрес: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16-18.
Участники семинара (копия списка экспертов с подписями):
-
Комарова Тамара Семеновна, д.п.н., профессор, Академик МАНПО: Председатель комиссии.
-
Агличева Ирина Владимировна, к.п.н., директор Центра Развития Человеческого Капитала «Люди Будущего», советник руководителя Аппарата Общественной палаты Российской Федерации, эксперт общественной программы «Детство».
-
Аникина Алевтина Павловна, к.п.н., директор МДОУ Детский сад №26 "Ивушка".
-
Баландин Дмитрий Лоллиевич, Генеральный директор ЗАО "Е-Паблиш".
-
Братухина Марина Николаевна, к.п.н., доцент МГГУ им. Шолохова.
-
Губанова Наталья Фёдоровна, к.п.н., доцент Московского государственного областного социально-гуманитарного института.
-
Гусева Ирина Анатольевна.
-
Ефаева Венера Гавзатовна, к.п.н. докторант
-
Зацепина Марья Борисовна, д.п.н., профессор, Академик МАНПО.
-
Иванова Надежда Анатольевна, Руководитель управления стратегического планирования и аудита АСИ.
-
Комарова Ирина Ильинична, к.и.н., проректор Академии инновационного образования, Академик Манпо.
- Куланина Ирина Николаевна, к.п.н., доцент МГГУ им. Шолохова.
-
Новикова Галина Павловна, д.п.н. профессор, Академик МАНПО.
-
Максимова Севда Максимовна, старший методист дополнительного отделения гимназии 1599.
-
Морозова Ирина Анатольевна, воспитатель
-
Пелих Елена Александровна, к.п.н., заместитель директора по УВР ГБОУ «Школа №1420», заслуженный учитель РФ, доцент, член-корр. Академии педагогических и социальных наук.
-
Смирнова Ирина Николаевна, к.п.н., заместитель директора Е-Паблиш по научно-методической работе.
-
Соломенникова Ольга Анатольевна, к.п.н., Заведующая кафедрой дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».
-
Сорокина Ольга Назаровна, старший методист образовательного комплекса «Школа 2065» г. Москвы.
-
Ушакова Оксана Семёновна, д.п.н. профессор, Академик МАНПО.
Программа семинара
-
16:00-16:15 Регистрация (копия списка экспертов с подписями)
-
16:15-16:30 Миссия, задачи и место дополнительного образования в системе дошкольного образования.
д.п.н., профессор Т.С.Комарова. -
16:30-16:45 Критерии для отбора лучших практик организации дополнительного образования детей дошкольного возраста. Оценка корректности определения лучших практик организации дополнительного образования детей дошкольного возраста. Д.Л.Баландин.
-
16:45-17:00 Задачи и процедура проведения конкурса «Лучшие практики организации дополнительного образования детей дошкольного возраста, в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
к.п.н. И.Н.Смирнова. -
17:00-17:10 Перерыв.
-
17:10-17:45 Презентация практик. к.и.н. И.И.Комарова
-
17:45-18:00 Перерыв.
-
18:00-20:00 Обсуждение и подведение итогов.
Раздаточные материалы:
-
Концепция развития дополнительного образования детей
-
Плана мероприятий по реализации концепции развития дополнительного образования детей
-
Проект Профессионального стандарта специалиста в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся)
Резюме семинара
В рамках семинара было принято определение, место, проблемы, факторы и критерии успеха дополнительного дошкольного образования. Представленные практики дополнительного дошкольного образования рассматривалось тремя группами экспертов:
- представителями педагогической науки
- представителями руководства дошкольными образовательными организациями
- педагогами дошкольного образования
Были обсуждены, одобрены и дополнены критерии успешности дополнительного дошкольного образования.
Была доложена процедура выбора лучших практик: конкурсанты должны были заполнить набор полей, требуемых для оценки аспектов, связанных с внедрением.
Информация о конкурсе была размещена на образовательных порталах, а также разослана в 18239 образовательные организации (пользователям Е-Паблиш).
Участники отметили высокий уровень всех представленных практик!
Было подчеркнуто, что дополнительное дошкольное образование следует выделять не по времени оказания услуг (сверх основного пребывания ребенка в детском саду), а по содержанию (сверх программы, предусмотренной ФГОС ДО).
Характерной особенностью дополнительного дошкольного образования является индивидуальный запрос детей и семей, что позволяет работать с одаренными детьми и коррекционными, что это единственная форма, позволяющая учитывать индивидуальные особенности детей. В этой связи интересными оказались представленные практики по направлениям развития представленных практик: преобладают "Художественное развитие" и "Развивающие программы".
Было отмечено, что следует разделять доп. обр. в ДОО и в специализированных организациях (домах творчества, секциях и т.п.).
Было отмечено, что основной проблемой в успешном развитии доп. образования является кадровая:
- администраторы ДОО отметили не хватку качественных кадров в этой области.
- Недостаток государственной поддержки: уход из отрасли педагогов дошкольного доп. образования по причине сокращения гос. финансирования. В частности, в Москве были сокращены должности педагои дополнительного образования. Как следствие, вынуждены проводить дополнительное образование исключительно за счет средств родителей. В результате талантливые дети не могут получать доп. образование по причине не платежеспособности родителей.
- Проблема переподготовки кадров: в новых детсадах простаивает оборудование (развивающие среды), так как отсутствуют кадры, которые могут с ним работать.
Участники семинара пришли к заключению, что ключевые факторы успеха внедрения практик дополнительного образования являются кадры. Участники единодушно расширили список критерием: «наличие переподготовки (стажировки) педагогов по представленной практике (программе дополнительного образования, используемой развивающей среде, оборудованию)».
Также отметили необходимость поднятия престижа педагога доп. образования.
В связи с отмеченной важностью кадрового аспекта было принято решение предложить педагогам, отобранных к рассмотрению практик, заполнить электронное портфолио Е-Паблиш: http://netfolio.ru/netfolio.
Это позволит детальнее изучить особенности успешных педагогов.