Об авторах
• ФИО участника (ов): Кузнецова Ольга Михайловна, Мартюшова Любовь Николаевна
• Название образовательной организации (места работы): Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 Камышловского городского округа
• Адрес образовательной организации (область, район, населенный пункт): Свердловская область, город Камышлов, ул.Пушкина, дом 2б
Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "АБВГДЕЙКА" для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (Программа обучения чтению и навыкам печатания слов)
Адрес конспекта (программы) в сети Интернет
http://rusobr.ru/conspfiles/049.zip
Возрастные группы
шесть лет, 7 лет
Описание формы организации работы с детьми
Обучение чтению и навыкам печатания слов проводится на индивидуально - подгрупповых занятиях
( по 2-3 человека). Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.
Описание образовательных задач
1.Обучить дошкольников способам аналитико-синтетического слияния слоговых сочетаний – чтению, элементарным навыкам печатания.
2. Способствовать развитию мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
Описание воспитательных задач
1.Воспитывать самостоятельность и активность в процессе социально - коммуникативной деятельности.
Описание развивающих задач
1.Развивать умения использовать полученные знания в своем социальном окружении.
Описание подготовки к мероприятию
Взаимодействие с родителями в процессе обучению чтению и
навыкам печатания слов.
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звукобуквенных сочетаний.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения.
Для эффективности обучения чтению используются тетради со специальными заданиями по закреплению изученного материала для выполнения их в домашних условиях.
Содержание работы по взаимодействию с родителями воспитанников
тема взаимодействие с родителями
Вводное занятие Мастер- класс «Показ основных приемов и методов работы с детьми которые можно использовать в условиях семьи».
Звук и буква «У» Закрепление артикуляции, характеристика звука. Игра « Поймай звук», нахождение слов со звуком «У», выкладывание букв из различного материала.
Звук и буква «А» Закрепление артикуляции, характеристика звука. Игра
«Поймай звук», нахождение слов со звуком «А», выкладывание букв из различного материала.
Звук и буква «А», «У» Угадывание звуков по беззвучной артикуляции. Закрепление характеристики звуков. Закрепление звукового анализа слогов « УА», «АУ».
Звук и буква «И» Закрепление характеристики и артикуляции звука. Закрепление звукового анализа слогов « ИА», «ИУ». Нахождение буквы «И» в ряде других.
Звуки и буквы «А», «У», «И», Закрепление артикуляции звуков. Нахождение в тексте слов с заданными звуками на слух.
Звук и буква «О» Закрепление артикуляции и характеристики звука. Звуковой анализ слогов « ОА», «ИО». Выкладывание буквы « О» из различного материала.
Звук и буква «Ы» Игра « Поймай звук». Называние предметов со звуком «Ы». Закрепление артикуляции характеристики звука.
Звук и буква «И», «Ы» Игра « Поймай звук». Закрепление звукового анализа слогов « УЫ», «ОИ».
Звук и буква «Э» Игра « Поймай звук». Выделение звука «Э» из текста. Закрепление характеристики и артикуляции звука.
Буква «Е» Выкладывание букв из различного материала. Печатание буквы.
Буква «Е» Выкладывание букв из различного материала. Печатание буквы.
Буква «Я» Выкладывание букв из различного материала. Печатание буквы.
Буква «Ю» Выкладывание букв из различного материала. Печатание буквы.
Звуки «П», «ПЬ».
Буква «П». Выделение звука «П» в словах. Закрепление характеристики и артикуляции звука. Закрепление звукового анализа слогов «ОП», «УП».
Звуки «Т», «ТЬ».
Буква «Т». Выделение звука «Т» в словах. Закрепление характеристики и артикуляции звука. Закрепление звукового анализа слогов «ОТ», «УТ».
Звуки «П, ПЬ,Т, ТЬ». Закрепление дифференциации звуков на слух. Закрепление звукового анализа слов «ТОП», «ПИТ».
Звуки «К», «КЬ».
Буква «К». Игра « Поймай звук». Закрепление характеристики и артикуляции звука. Звуковой анализ слов «КОТ», «КИТ».
Звуки « П, ПЬ,Т.ТЬ,К.КЬ».
Буквы «П.Т. К» Упражнение « Закончи слово». Преобразование слов с заменой звуков «КОТ», «ТОК».
Звуки «М», «МЬ».
Буква «М». Выделение звука «М» в словах на слух. Закрепление характеристики и артикуляции звука. Закрепление звукового анализа слогов «ОМ», «УМ».
Звук «Х», «ХЬ» Буква «Х» Выделение звука «Х» в словах на слух. Закрепление характеристики и артикуляции звука. Закрепление звукового анализа слогов «ОХ», «УХ».
Звуки «К», «КЬ», «Х», «ХЬ».
Буквы «К», «Х». Закрепление дифференциации звуков на слух. Закрепление звукового анализа слов «МОХ», «КОМ».
Звуки «С» , «СЬ»
Буква « С» Закрепление артикуляции звуков и характеристики звуков. Подбор слов со звуками «С», «СЬ». Закрепление звукового анализа слов «СОМ», «СИМА».
Звуки «З», «ЗЬ».
Буква « З» Закрепление артикуляции звуков и характеристики звуков. Подбор слов со звуками «З», «ЗЬ». Закрепление звукового анализа слов «КОЗА», «ЗИМА».
Звуки «С, СЬ, З, ЗЬ».
Буква «С, З» Закрепление артикуляции и характеристики звуков. Дифференциация звуков на слух. Подбор слов со звуками «С», «СЬ», «З», «ЗЬ».
Звуки «С, СЬ, З, ЗЬ».
Буква «С, З» Печатание слогов и слов с изучаемыми звуками: «СА», «УС», «ИЗ», «ЗА», «САНИ», «СОНИ», «ЗИМА», «ЗОЯ».
Звуки «Н», «НЬ».
Буква «Н». Выделение звуков «Н», «НЬ» в словах на слух. Закрепление артикуляции звуков, их характеристики. Печатание слогов, слов: «АН», «УН», «НОС».
Звуки «Б», «БЬ».
Буква «Б». Закрепление характеристики звуков. Печатание слогов и слов: «БА», «БУ», «БУМ», «БИМ».
Звуки «Б, БЬ, П, ПЬ».
Буква «Б, П» Дифференциация звуков на слух. Подбор слов с заданными звуками.
Звуки «В», «ВЬ».
Буква «В» Выделение звуков в словах на слух. Закрепление артикуляции звуков. Печатание буквы.
Звуки «Д», «ДЬ».
Буква «Д». Выделение звуков в словах на слух. Закрепление артикуляции звуков. Печатание буквы.
Звуки «Д, ДЬ, Т, ТЬ».
Буква «Д, Т» Подбор слов с изучаемыми звуками. Закрепление звукового анализа слов « ЛОМ», «ДИМА», «ТОМ».
Звуки «Г», «ГЬ».
Буква «Г». Выделение звука «Г» в словах на слух. Звуковой анализ слов «ГАМ», «ГУСИ». Печатание буквы.
Звуки «Г, К, ГЬ, КЬ».
Буква «Г», «К». Закрепление дифференциации звуков на слух. Печатание слогов и слов «ГА», «ГИ», «КА», «КИ», «ГАМ», «КОМ».
Звуки «Ш».
Буква «Ш». Выделение звука в словах на слух. Закрепление артикуляции звука. Печатание буквы.
Звуки «Ш», «С».
Буква «Ш», «С». Закрепление дифференциации звуков на слух. Подбор слов с изучаемыми буквами. Звуковой анализ слова « САША». Печатание букв.
Звуки «Л», «ЛЬ»,
Буква «Л» Выделение звука «Л» «ЛЬ» в словах на слух. Закрепление характеристики и артикуляции звука. Закрепление звукового анализа слогов «ОЛ», «УЛ».
Звук «Ж»,
Буква «Ж» Выделение звука в словах на слух. Закрепление артикуляции звука. Печатание буквы.
Звуки «Ж», «З»,
Буква «З, Ж» Закрепление дифференциации звуков на слух. Подбор слов с изучаемыми буквами. Звуковой анализ слова « ЖУК». Печатание букв.
Звуки «Ж», «Ш»,
Буква «Ж, Ш» Закрепление дифференциации звуков на слух. Подбор слов с изучаемыми буквами. Звуковой анализ слова « САЖА». Печатание букв.
Звуки «Р», «РЬ»
Буква «Р» Выделение звука «Р» «РЬ» в словах. Закрепление характеристики и артикуляции звука. Закрепление звукового анализа слогов «РА», «РО».
Звуки « Р, РЬ, Л.ЛЬ»
Буква «Р, Л» Закрепление дифференциации звуков на слух. Подбор слов с изучаемыми буквами. Звуковой анализ слова « ЛАРА».
Звуки « Р, РЬ, Л.ЛЬ»
Буква «Р, Л» Печатание букв. Звуковой анализ слова « ЛИРА»
Звук «Й»,
Буква «Й» Подбор слов со звуком «Й». Печатание буквы.
Звук «Ч»,
Буква «Ч» Выделение звука «Ч» в словах. Звуковой анализ слова
« ЧАЙ». Выкладывание буквы из различного материла.
Звуки «Ч, ТЬ»,
Буква «Ч, Т» Чтение слов с изучаемыми звуками. Печатание букв.
Буква «Ь» Печатание буквы. Название элементов буквы.
Звук «Ц»
Буква «Ц» Закрепление артикуляции звуков и характеристики звуков. Подбор слов со звуками «С», «СЬ». Закрепление звукового анализа слова «ЦЫП».
Звуки «Ц, С»
Буквы «Ц, С» Закрепление артикуляции и характеристики звуков. Дифференциация звуков на слух. Подбор слов со звуками «С», «Ц».
Звук «Щ, »
Буква «Щ» Выделение звука в словах на слух. Закрепление артикуляции звука. Печатание буквы.
Звуки «Щ, С, СЬ»
Буквы «Щ, С» Печатание слогов и слов с изучаемыми звуками: «АЩ», «УЩ», «ИС», «СИ», «ЩИ», «СИМА», «ЩИТ». Выделение звука в словах на слух. Закрепление артикуляции звуков. Печатание букв.
Звуки «Ч, Щ, ТЬ,СЬ»
Буквы «Ч,Щ,Т,С» Печатание слогов с изучаемыми звуками: «СИ», «УЧ», «ТИ», «АЩ». Выделение звука в словах на слух. Закрепление артикуляции звуков. Печатание букв.
Звуки «Ф, ФЬ»
Буквы «Ф» Закрепление характеристики звуков. Печатание слогов и слов: «БА», «БУ», «БУМ», «БИМ».
Звуки «В», «Ф»
Буквы «В», «Ф». Дифференциация звуков на слух. Подбор слов с заданными звуками.
Разделительный твердый знак «Ъ» Печатание буквы. Название элементов буквы.
Повторение пройденного материала. Чтение слов, небольших текстов. Анализ прочитанного текста. Печатание предложений.
Повторение пройденного материала Чтение слов, небольших текстов. Анализ прочитанного текста. Печатание предложений.
Повторение пройденного материала Чтение слов, небольших текстов. Анализ прочитанного текста. Печатание предложений.
Повторение пройденного материала Чтение слов, небольших текстов. Анализ прочитанного текста. Печатание предложений.
Описание хода мероприятия
Описание форм, методов, средств реализации дополнительной общеобразовательной программы:
Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной.
Все методы и формы, описанные в Программе, направлены не только на конечный результат - умение читать и печатать слова и предложения, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, толерантное отношение к окружающим.
Важным условием реализации Программы является психолого-педагогическая поддержка детей, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития их индивидуальных способностей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья осуществляется в игровой деятельности различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Программный материал систематизирован и имеет определенную структуру.
Структура организации образовательной деятельности
1. Знакомство со звуком.
2.Артикуляция звука.
3.Характеристика звука.
4. Речевая зарядка.
5.Определение позиции звука в слове.
6.Подбор слов с заданным звуком.
7. Звуковой анализ и синтез слогов и слов.
8.Знакомство с буквой.
9. Чтение слогов.
10. Печатание слогов.
Последовательность этапов занятия:
1. Знакомство со звуком осуществляется на основе различных игровых
приемов с использованием предметных картинок, в названии которых встречается изучаемый звук; с использованием занимательного материала (загадки, сказки-путешествия, сказочные персонажи). Осуществляется работа со словами, в названии которых встречается изучаемый звук;
2.Далее дети изучают артикуляцию звука с помощью индивидуальных зеркал. Наблюдают за работой собственного периферического артикуляционного аппарата при произнесении определенного звука, контролируют движения органов артикуляции;
3. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука. Дети учатся правильно произносить звуки, дифференцировать их на слух.
Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:
- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;
- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).
Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.
- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.
Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.
4. Затем на занятиях вводятся игры и упражнения с новым звуком, развивающие фонематический слух и восприятие. Использование этих игр на каждом занятии является предпосылкой к правильному усвоению навыков чтения.
5. Далее ребенок учится определять позицию звука в словах. Для этого используются предметные картинки, звуковые линейки. Дети многократно, в медленном темпе повторяют слова, анализируют местоположение звука в слове.
6. На этапе работы со словами, в названии которых встречается изучаемый звук, дети опираются на собственный опыт, а также на предметные и сюжетные картинки.
7.Звуковой анализ слогов и слов осуществляется с помощью специальных карточек и звуковых «человечков» красного, зеленого и синего цвета (обозначение гласных, согласных твердых, согласных мягких звуков). Ребенок определяет позицию звука, дает ему характеристику, выкладывает схему слова.
8. Далее вводится графический образ звука - буква.
Для изучения образа буквы используются такие приемы, как:
- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;
- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, шнурков или других предметов;
- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.
- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли на столе;
- педагог пальцем «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок называет звук.
9.На следующем этапе дошкольники читают по слогам слитно, не разделяя слог на отдельные звуки. Для этого используются специальные слоговые таблицы, индивидуальные карточки со слогами, словами, небольшими текстами.
10. Далее под руководством взрослого дети учатся печатать буквы, слоги, слова, предложения. Эта работа осуществляется планомерно. Весь материал, предложенный для чтения и письма, подобран таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Это очень важно на начальном этапе обучения грамоте, особенно для детей с речевой патологией. В ходе формирования навыков печатания закрепляется и навык предварительного анализа слога, слова и последующего чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребенком.
По итогам обучения проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики с целью анализа эффективности педагогической деятельности. Данный вид оценки осуществляется только с письменного разрешения родителей воспитанников.
В ходе диагностики используются методы, предложенные Г.В.Чиркиной, Л.Ф.Спировой, М.М.Безруких.
Методы обследования адаптированы в соответствии с особенностями контингента детей, а так же с задачами обучения.
Схема обследования состоит из основных блоков:
1 блок. Определение уровня сформированноси навыков звукового анализа и синтеза.
Показатели:
-определение количества звуков в слове;
-последовательное выделение звуков;
-определение позиции звука в слове;
-характеристика гласных и согласных звуков.
2 блок. Определение уровня овладения работой со схемами слов.
Показатели:
-составление схемы слова;
-подбор слов к предложенной схеме.
3 блок. Определение уровня сформированности навыков осознанного чтения.
Показатели:
-чтение отдельных слов;
-чтение простых предложений;
-чтение небольших текстов;
-объяснение смысла прочитанного материала.
4 блок. Определение уровня развития графических умений и навыков печатания.
Показатели:
-правильное удержание карандаша( ручки), черчение прямых и ровных линий;
-графически правильное печатание букв;
- графически правильное печатание слогов, слов, предложений.
Оценка результатов деятельности ребенка в ходе обследования проводится по бальной системе по всем показателям.
1 балл - ребенок выполняет задание с трудом, не принимает помощь взрослого. Ребенок отказывается от задания. Не видит и не исправляет ошибку даже после стимулирующего вопроса.
2 балла – ребенок при выполнении задания допускает ошибки, но исправляет их с помощью взрослого. В целом овладел основными умениями и навыками чтения и печатания.
3 балла – ребенок самостоятельно демонстрирует собственные умения и навыки чтения и печатания. Проявляет уверенность и интерес при выполнении задания.
Уровень сформированности навыков чтения и печатания определяется суммарным количеством баллов.
общее количество баллов уровень развития
27-33 баллов высокий уровень
17-26 баллов средний уровень
до 16 баллов низкий уровень.
Если ребенок имеет низкий уровень сформированности навыков чтения и письма, то в этом случае родителям воспитанника оказывается систематическая консультативная помощь по вопросам развития ребенка. Возможно привлечение специалистов: дефектолога, психолога, учителя- логопеда.
Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)
Описание материально- технического обеспечения
дополнительной общеобразовательной программы.
Образовательная деятельность по реализации Программы осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
В детском саду оборудован кабинет для проведения занятий по обучению чтению. Площадь помещения отвечает требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.
Кабинет оснащен детской мебелью в соответствии с ростом и возрастом детей, а так же с учетом количества детей.
Для демонстрации наглядного материала используется меловая и магнитная доски.
Имеющаяся в кабинете мебель, оборудование отвечает требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Кабинет оборудован техническими средствами обучения:
Ноутбук;
Видеопроектор с мультимедийными презентациями;
Проигрыватель CД;
Учебные электронные ресурсы;
С целью индивидуализации образовательной деятельности используются:
Кассы букв по количеству детей;
Индивидуальные зеркала;
Наборы для составления схемы слова по количеству детей;
Индивидуальные тетради, ручки, карандаши;
Книги для индивидуального чтения по количеству детей.
Карточки для чтения.
Наглядные и игровые пособия
наименование автор пособия
Слоговые таблицы
Кассы букв
Лото « Читаем сами» ОАО « Радуга»
Наборы букв.
Развивающая игра « Волшебная азбука» ООО «СКС-АЛЬЯНС»
Развивающая игра « На пути к азбуке» Издательство « СТАНД-АРТ»
Развивающая игра «Живые звуки» Издательство « СТАНД-АРТ»
Дидактическая игра по обучению грамоте
« Составь слово»
Детское домино « Буквы» ООО « Десятое королевство»
Кубики « Буквы русского алфавита» ООО «ТОМЬ – СЕРВИС»
Развивающая игра « Улитка всезнайка» ОАО « Радуга»
Индивидуальные зеркала
Наборы простых и цветных карандашей.
Конструктор Букв В.В. Воскобович.
Дидактический материал по обучению грамоте.
Развивающая игра « Составь слово»
Звуковые человечки для составления схемы слова.
Наборы для составления схемы слова
Пособие « Звучащее слово» Г.А.Тумакова
Карточки со словами и текстами для чтения.
Обучающая игра « Найди букву»
Практические карты по обучению детей чтению « Напиши и прочитай! О.А.Косарева.
Логопедическое лото « Звуки» А.С.Галанов
Практическое пособие по работе над твердыми и мягкими согласными Центр Проблем Детства.
Практическое пособие по работе над звуко- буквенным составом слова Центр Проблем Детства.
Практическое пособие по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Центр Проблем Детства.
Развивающая игра « ГЕОКОНТ» В.В. Воскобович.
Цветные палочки Кюизенер
Магнитная азбука
Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)
Методические пособия
название автор год издания, издательство
Звукарик А.В. Ундзенкова, Л.С. Колтыгина. Издательство АРД ЛТД,1998г.
Ознакомление дошкольника со звучащим словом Г.А. Тумакова М.:Просвещение,1981г.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста Г.Ф.Марцинкевич Издательство
« Учитель», 2000г.
Волшебный мир звуков и слов Е.А.Пожиленко М.:ВЛАДОС, 2003г.
Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова М.;ТЦ «Сфера»
Путешествие по городу Е.А. Ярош Екатеринбург Издательство « Центр Проблем детства», 2001 г.
Обучение дошкольников грамоте. Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова РАО Ассоциация» Профессиональное образование», Москва 1994г.
Обучение дошкольников грамоте Н.С.Варенцова Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2009г.
Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Е.В.Колесникова Издательство ЮВЕНТА, Москва 2006г.
Как хорошо уметь читать! Д.Г. Шумаева Д.Г.Шумаева. Санкт – Петербург, Издательство « Детство- Пресс», 2003г.
Учимся читать Ю.К.Школьник, Ю.Е.Золотарев М,:Издательство ЭКСМО-ПРЕСС, 2000г.
Как научить вашего ребенка читать. Е.Е.баранова, О.К. Разумовская Москва: «Грамотей», 2002г.
Учебные пособия
название автор год издания, издательство
Обучение грамоте 4-6 лет (рабочая тетрадь) Е. Бортникова Екатеринбург: ООО
«Литур-опт», 2012г.
От «А» до «Я» 5-6 лет
(рабочая тетрадь) Е.В.Колесникова Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.
Речецветик № 1,2.3.4 Г.Ванюхина Екатеринбург, Издательство « Сократ», 2000 г.
Учимся наблюдать, говорить, читать и писать. Л.П.Носкова «Ассоциация 21 век», 1999 г.
Большая книга азбук. С. Козлов Москва « ОЛМА-ПРЕСС», 2004г.
Чудо - Азбука В.Степанов Москва Издательство
« Адонис», 1993 г.
Игры с буквами и словами на уроках и дома. Ребусы от «А» до «Я» В.В.Волина Москва « АСТ – ПРЕСС», 1996г.
Игры с буквами и словами на уроках и дома. Веселый наборщик. Кто это? Волшебные цепочки. В.В. Волина Москва « АСТ – ПРЕСС», 1996г.
Домашний букварь Н.С.Жукова Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД
Игровая азбука. Изучаем буквы, учимся рисовать, лепить, делать объемные фигурки из бумаги. С.И.Гудилина Москва, «Аквариум», 1997г.
Азбука: для подготовки детей к школе. М.М.Безруких, Т.А.Филлипова Москва ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998г.
Праздник букваря В.В.Волина Москва « АСТ – ПРЕСС», 1996г.
Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников Н.В.Соколова Москва, ШКОЛА –ПРЕСС, 2000г.
Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений № 1, 2, 3 по обучению грамоте дошкольника. Г.Г.Галкина Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2002г.
Использование электронных систем учета обучающихся
Не используются
Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование
высокое
Как родители могут узнать о данной практике доп. образования
на собрании родителей или из общения с педагогами
Кадровое обеспечение данной практики
педагог первой категории
Источники финансирования данной практики
финансирование за счет родителей
Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику
Соответствует нормативу
Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону
равна
Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования
достаточное