Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Информационный ресурс эффективных практик организации
дополнительного образования детей дошкольного возраста
Лютова Наталья Евгеньевна

 

Лютова Наталья Евгеньевна

Об авторах

                     ФИО участника (ов):  Лютова Наталья Евгеньевна

                     Название образовательной организации (места работы):  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 "Ладушки"

                     Адрес образовательной организации  (область, район, населенный пункт):  606440 Нижегородская обл., г. Бор, ул. Нахимова д.25

Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста

мини – музей «Русская изба»

Адрес конспекта (программы) в сети Интернет

http://rusobr.ru/conspfiles/044.zip

Возрастные группы

три года, четыре года, пять лет, шесть лет, 7 лет

Описание формы организации работы с детьми

Формы деятельности музея русского быта:

·         НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);

·         работа в  комнате русского быта как часть НОД  (создание образов, погружение в атмосферу старины);

·         тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки, ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «Святки» и др.).

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка»

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая  колыбельная»

3. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»"

Описание образовательных задач

1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.

2.  Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада в Нижегородской области;

4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

5. Приобщить дошкольников к духовно – нравственным традициям русского народа

6. Повысить статус МБДОУ детского сада № 21 «Ладушки» и его конкурентоспособность.

Описание воспитательных задач

Воспитывать чувство любви к малой Родине на основе изучения русских народных традиций Нижегородской области

Описание развивающих задач

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы

Описание подготовки к мероприятию

Содержанием работы музея русского быта является:

проведение тематической  НОД для дошкольников;

посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями МБДОУ детского сада № 21 «Ладушки»;

организация экскурсий для детей и их родителей.

Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др.;

оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;

организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

Описание хода мероприятия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Ладушки»

 

ПЛАН РАБОТЫ МИНИ – МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»

 

     Составила: воспитатель коррекционной  группы для детей с нарушением зрения  Лютова Наталья Евгеньевна

 

Тематический план

 

Дети от 3-4 лет

        месяц  тема    часы    ответственный

1          сентябрь         Что такое музей?      15 мин            Воспитатель группы

2          октябрь          Добрая изба   15 мин            Воспитатель группы

3          ноябрь            Печка – хозяйка.       15 мин            Воспитатель группы

4          декабрь          Хозяйкины помощники      15 мин            Воспитатель группы

5          январь            К нам гости пришли            15 мин            Воспитатель группы

6          февраль          Кот Пушок на печурке греется      15 мин            Воспитатель группы

7          март    Куклы в народном сарафане          15 мин            Воспитатель группы

8          апрель            Волшебная прялица 15 мин            Воспитатель группы

9          май     Как у наших у ворот            15 мин            Воспитатель группы

10        июнь   День рождения березки (троица – семик)            20 мин            Воспитатель группы

 

Дети от 4-5 лет

        месяц  тема    часы    Ответственный

 

1          сентябрь         В гостях у хозяюшки           20 мин            Воспитатель группы

2          октябрь          Мир старинных вещей        20 мин            Воспитатель группы

3          ноябрь            Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло)           20 мин            Воспитатель группы

4          декабрь          Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло)           20 мин            Воспитатель группы

5          январь            Как ходила коляда   20 мин            Воспитатель группы

6          февраль          Посудочка хороша! (мир народной посуды)       20 мин            Воспитатель группы

7          март    Куклы в народных костюмах (Московская)        20 мин            Воспитатель группы

8          апрель            Сороки (Герасим Грачевник)         20 мин            Воспитатель группы

9          май     От лучинки до электричества        25 мин            Воспитатель группы

10        июнь   День рождения березки (троица – семик)            20 мин            Воспитатель группы

 

Дети от 5-7 лет

        месяц  тема    часы    ответственный

1          сентябрь         Милости просим в нашу избу        25 мин            Воспитатель группы

2          октябрь          Скоро девочки Покров       25 мин            Воспитатель группы

3          ноябрь            Печь – как мать родная       25 мин            Воспитатель группы

4          декабрь          Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки)   25 мин            Воспитатель группы

5          январь            Рождество Христово           25 мин            Воспитатель группы

6          февраль          Бабушкин сундук.    25 мин            Воспитатель группы

7          март    Как рубашка в поле выросла          25 мин            Воспитатель группы

8          апрель            Русь нарядная (куклы в народных сарафанах)    25 мин            Воспитатель группы

9          май     От лучинки до электричества.       25 мин            Воспитатель группы

10        июнь   День рождения березки (троица – семик)            20 мин            Воспитатель группы

 

Перспективный план работы с детьми

Дети от 3-4 лет

месяц  тема    цель    Программное содержание  Методы, приемы      литература

сентябрь         Что такое музей?      Познакомить детей с этнографическим музеем.

            Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.            Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Показ.

 Обобщение.  Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008

 

октябрь          Добрая изба   Знакомство с устройством  избы

 

            Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.

  Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

            Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

Сюрпризный момент: (Домовенок)

 Загадки.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Повторение.

 Показ.

 Обобщение.  «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

ноябрь            Печка – хозяйка.       Знакомство детей с печью.

 

            Дать понятия, для  чего нужна была печь  раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь,   кирпичный,  железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.           Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

 Сюрпризный момент:  (Домовенок)

 Загадки.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Повторение.

 Показ.

 Обобщение.  «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

декабрь          Хозяйкины помощники      Знакомство детей со старинной посудой  и утварью.

 

            Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному

творчеству русского народа. Дидактическая игра:

 «Собери целое».      Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:

 (появление хозяйки)

 Загадки про посуду.

  Показ экспонатов.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Обобщение.  «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

январь           

К нам гости пришли            Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народы        Дать понятие как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствует их хозяин, хозяйка. Показать, как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: порог, поклон, самовар,  угольки.

Р.н.п. «Поехал наш батюшка на базар».

 Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.

 

            Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:

 (появление хозяйки)

 Загадка про самовар.

 Рассмотреть самовары.

 Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха».

 Беседа.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Повторение.

 Обобщение.  Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 

февраль          Кот Пушок на печурке греется      Знакомство с обитателями избы

(не людьми).  Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ «Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных :»Уж ты, котинька – коток», «котик- белый ротик»      Экскурсия в комнату русского быта

Сюрпризный момент:

 (Котика Пушка)

 Загадка про кота.

 Рассмотреть котов.

Беседа.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Повторение.

 Обобщение.  Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»

 

март    Куклы в народном сарафане          Знакомство детей с русским национальным костюмом.

 

 

 

 

            Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный вятский костюм (клетка), орнамент, цвета.

Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре.

Дидактическая игра:

 « Укрась фартук».

 «Опиши одежду Настеньки».       Экскурсия в комнату русского быта

Сюрпризный момент:

 (появление куклы Настеньки)

 Рассмотреть куклу.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Обобщение.

            Серия: www.deagostini.

Куклы в народных костюмах.

апрель            Волшебная прялица Знакомство  детей

 с орудием труда по обработке шерсти.

            Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам.

Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает»

Дидактическая игра:

 «Кто быстрее соберет   клубки в корзину»         Экскурсия в комнату русского быта

Беседа.

 Сюрпризный момент: (появление куклы - бабушки)

 Загадки. Показ экспонатов.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Повторение.

Обобщение.   А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 

май     Как у наших у ворот            Знакомство детей с музыкальным фольклором

 

            Познакомить детей  с устным творчеством Вятского и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого  народа имеют общие черты.

 Воспитывать толерантность.

Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «балалаечка», «Гулять Катенька пошла»           Экскурсия на Подворье

Сюрпризный момент: (появление девицы – красавицы Вареньки)

 Чтение сказки:

«Крошечка - Ховрошечка» Объяснение. Словарная работа.

 Пословицы. Обобщение.

            М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 

июнь   День рождения березки (троица – семик)            Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки»    Познакомить детей  с устным творчеством  русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про березку «земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла»,            Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Березоньки Словарная работа.

 Пословицы. Обобщение.

            М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 

Дети от 4-5 лет

месяц  тема    цель    Программное содержание  Методы, приемы      литература

сентябрь         В гостях у хозяюшки           Знакомство детей  с жилищем

 русского народа.

            Познакомить детей с тем, как  строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна.

 Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

            Экскурсия в комнату русского быта

 Встреча Хозяйки. Беседа.

 Осмотр избы.

(слайды с изображением избы разных областей).

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Игра.

 « Кто быстрей поможет хозяйке»

 Обобщение.  «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

октябрь          Мир старинных вещей        Знакомство детей с музейными экспонатами.

 

 

            Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь,  Употреблять в  разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.

 Воспитывать интерес к народному быту.           Экскурсия в комнату русского быта

Объяснение.

  Беседа.

 Рассмотрение экспонатов.

 Рассказ воспитателя.

 Словарная работа.

 Фольклор.

 Игра:

 «Кто быстрее принесет воду на коромысле».

 Обобщение.

            «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

ноябрь            Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло)           Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.

            Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой    «Три дочери». Воспитывать трудолюбие Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала.

Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты.

 Рассказ воспитателя. Объяснения.

 Загадки.

 Словарная работа.

 Игра:

 «Кто быстрей намотает клубок».

 Чтение сказки «Три дочери»

 Пословицы.

 Обобщение.  «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

декабрь          Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло)           Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.

            Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду рестьянина.            Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба.

Объяснение.

 Рассмотрение экспонатов.

 Рассказ музыкального руководителя.

 Словарная работа.

 Чтение сказки

 «Колосок». Беседа.

 Пословицы о труде.

 Обобщение   «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

январь            Как ходила коляда   Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.   Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки»

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.     Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье.

Пение муз. руководителя.

Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда»            М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

февраль          Посудочка хороша! (мир народной посуды)       Знакомство детей с предметами быта, кухонной утварью.

 

            Познакомить детей с русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к  культуре с кем рядом живешь.            Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки.

 Беседа о блюдах.

 Поговорки.

 Рассмотреть экспонаты.

 Пояснение

 Рассказ воспитателя.

 Словарная работа.

 Загадки о посуде.

 Сказка о чугунке.

 Обобщение.

 Итог.

 

            «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

март    Куклы в народных костюмах (Московская, Костромская, Псковская губернии)      Знакомство детей с русским национальным костюмом.

            Назвать части костюма. Обратить

 Внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.

Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь.

Воспитывать уважение к родной культуре.

Дидактическая игра:

 « Укрась косник».

 «Опиши одежду Барышней в костюмах».          Экскурсия в комнату русского быта

Сюрпризный момент:

 (появление кукол)

 Рассмотреть кукол.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Обобщение.

Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах          Серия: www.deagostini.

Куклы в народных костюмах.

апрель            Сороки (Герасим -  грачевник)      Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.          Познакомить детей с праздником «СОРОКИ» и песенным и текстовым материалом

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас.          Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Грачевник, кулики, заклички, сороки ит.д.

Пение муз. руководителя. Слушание записей CD

Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Герасим-грачевник»   А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

май     От лучинки до электричества        Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

            Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг,

 керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность          Экскурсия в комнату русского быта

Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ.

 Рассказ воспитателя

(как и с помощью чего освещали избу

 в старину)

 Вопросы:   Что было бы, если не было электричества

 Словарная работа.

 Игра: « Гори, гори ясно».  Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru

июнь   День рождения березки (троица – семик)            Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки»    Познакомить детей  с устным творчеством  русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про березку «земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла»,            Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Березоньки Словарная работа.

 Пословицы. Обобщение.

            М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 

Дети от 5-7 лет

месяц  тема    цель    Программное содержание  Методы, приемы      литература

сентябрь         Милости просим в нашу избу        Закрепление знаний о жилище  русской старины, объясняя

 детям назначение его составных частей.

            Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.

 Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).

            Экскурсия в комнату русского быта.

 Рассматривание

 внутренне

 устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов)

 Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель).

 Объяснение новых слов.

 Словарная работа.

 Беседа.

 Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни)

 Р.Н.. игра:

 «Тетера».

 Обобщение.

 Итог. «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

октябрь          Скоро, девочки Покров      Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова»     Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас.          Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д.

Пение муз. руководителя. Слушание записей CD

Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров»            А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

ноябрь            Печь – как мать родная       Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.

            Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению».  Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника.   Экскурсия в комнату русского быта.

Загадка о печи.

 Рассказ музыкального руководителя  об устройстве печи и ее предназначении.

 Объяснение. Пословицы.

 Вопросы:

 В каких сказках говорилось о печи?

 Словарная работа.

 Поговорки.

 Обобщение.

 Итог.

 

            «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

декабрь          Любят в праздники рядиться наши русские девицы      Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера.   Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)           Экскурсия в комнату русского быта.

Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром».

Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса.        Серия: www.deagostini.

Куклы в народных костюмах.

январь            Рождество Христово           Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них. Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп»

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.     Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп

Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.)

Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово»            А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 

 

февраль          Бабушкин сундук.    Знакомство с русскими народными старинными играми            Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.         Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек.

Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой.

Игры-забавы с домовенком            «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

март    Как рубашка в поле выросла          Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле) Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина. Экскурсия в комнату русского быта.

Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла»

Словарная работа.

Беседа.

 Пословицы о труде.

 Обобщение   Серия: www.deagostini.

Куклы в народных костюмах.

апрель            Русь нарядная (куклы в народных сарафанах).   Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера.  Закрепить представления детей  о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия)         Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок.

Практическое занятия – бисероплетение:            Серия: www.deagostini.

Куклы в народных костюмах.

май     От лучинки до электричества        Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Обогащение

 

            Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.

            Экскурсия в комнату русского быта

словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ.

 Рассказ  воспитателя

 (как и с помощью чего освещали избу

 в старину).

 Вопросы:   Что было бы, если не было электричества

 Словарная работа.

 Игра: « Гори, гори ясно».  Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru

июнь   День рождения березки (троица – семик)            Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки»    Познакомить детей  с устным творчеством  русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про березку «земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла»,            Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Березоньки Словарная работа.

 Пословицы. Обобщение.

            М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 

 

Сотрудничество с семьей по проекту  «Музей и дети»

 

№ п/п  Тема    Цель   Методические приемы

1          2          3          4

2          Семинар-практикум «Знание музея в развитии ребенка»         Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику. Привлечь родителей к проведению активного досуга в выходные дни. Способствовать культурному росту семьи.      Мини-исследование «Может ли влиять музей на развитие ребенка?»

Русская народная игрушка «матрешка»

3          Консультация «Идем в музей» Памятка для родителей Обогащать педагогические умения родителей. Способствовать повышению внимания к познавательному и эстетическому развитию ребенка. Беседа по вопросам «Почему выбрали данный музей?» «На что хотите обратить внимание ребенка?» Рекомендации воспитателя по посещению музея.

4          Беседа с родителями после посещения музея. «Волшебный лоскуток» «Друг самовара-чайник»            Вовлечь  родителей в обсуждение. Способствовать развитию у них уверенности в своих воспитательных возможностях о волшебном лоскутке.            Беседа по вопросам «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?» «Что посоветуете другим родителям?» «Куда решили пойти в следующий раз?»

5          Совместные вечера-развлечений «Музейная ночь»       Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности.      Театральные игры, сюрпризные моменты, конкурсы, викторины. Высказывание родителей о посещение музеев.

Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)

"Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

  - русская печка,  деревянные лавки, посуда, утварь, 

  - изделия народных промыслов: Хохлома.

  - прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;

  - лоскутные одеяла, наволочки (вязанные и вышитые гладью),

  - русские народные инструменты"

Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги  и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

Использование электронных систем учета обучающихся

Используются

Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование

Среднее

Как родители могут узнать о данной практике доп. образования

на собрании родителей или из общения с педагогами

Кадровое обеспечение данной практики

педагог первой категории

Источники финансирования данной практики

финансирование практики за счет бюджетов  различных уровней

Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику

Соответствует нормативу

Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону

равна

Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования

достаточное

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"