Об авторах
• ФИО участника (ов): Лютова Наталья Евгеньевна
• Название образовательной организации (места работы): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 "Ладушки"
• Адрес образовательной организации (область, район, населенный пункт): 606440 Нижегородская обл., г. Бор, ул. Нахимова д.25
Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста
мини – музей «Русская изба»
Адрес конспекта (программы) в сети Интернет
http://rusobr.ru/conspfiles/044.zip
Возрастные группы
три года, четыре года, пять лет, шесть лет, 7 лет
Описание формы организации работы с детьми
Формы деятельности музея русского быта:
· НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
· работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
· тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки, ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «Святки» и др.).
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка»
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная»
3. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»"
Описание образовательных задач
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада в Нижегородской области;
4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
5. Приобщить дошкольников к духовно – нравственным традициям русского народа
6. Повысить статус МБДОУ детского сада № 21 «Ладушки» и его конкурентоспособность.
Описание воспитательных задач
Воспитывать чувство любви к малой Родине на основе изучения русских народных традиций Нижегородской области
Описание развивающих задач
Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы
Описание подготовки к мероприятию
Содержанием работы музея русского быта является:
проведение тематической НОД для дошкольников;
посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями МБДОУ детского сада № 21 «Ладушки»;
организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др.;
оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;
организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Описание хода мероприятия
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Ладушки»
ПЛАН РАБОТЫ МИНИ – МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»
Составила: воспитатель коррекционной группы для детей с нарушением зрения Лютова Наталья Евгеньевна
Тематический план
Дети от 3-4 лет
№ месяц тема часы ответственный
1 сентябрь Что такое музей? 15 мин Воспитатель группы
2 октябрь Добрая изба 15 мин Воспитатель группы
3 ноябрь Печка – хозяйка. 15 мин Воспитатель группы
4 декабрь Хозяйкины помощники 15 мин Воспитатель группы
5 январь К нам гости пришли 15 мин Воспитатель группы
6 февраль Кот Пушок на печурке греется 15 мин Воспитатель группы
7 март Куклы в народном сарафане 15 мин Воспитатель группы
8 апрель Волшебная прялица 15 мин Воспитатель группы
9 май Как у наших у ворот 15 мин Воспитатель группы
10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы
Дети от 4-5 лет
№ месяц тема часы Ответственный
1 сентябрь В гостях у хозяюшки 20 мин Воспитатель группы
2 октябрь Мир старинных вещей 20 мин Воспитатель группы
3 ноябрь Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) 20 мин Воспитатель группы
4 декабрь Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) 20 мин Воспитатель группы
5 январь Как ходила коляда 20 мин Воспитатель группы
6 февраль Посудочка хороша! (мир народной посуды) 20 мин Воспитатель группы
7 март Куклы в народных костюмах (Московская) 20 мин Воспитатель группы
8 апрель Сороки (Герасим Грачевник) 20 мин Воспитатель группы
9 май От лучинки до электричества 25 мин Воспитатель группы
10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы
Дети от 5-7 лет
№ месяц тема часы ответственный
1 сентябрь Милости просим в нашу избу 25 мин Воспитатель группы
2 октябрь Скоро девочки Покров 25 мин Воспитатель группы
3 ноябрь Печь – как мать родная 25 мин Воспитатель группы
4 декабрь Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки) 25 мин Воспитатель группы
5 январь Рождество Христово 25 мин Воспитатель группы
6 февраль Бабушкин сундук. 25 мин Воспитатель группы
7 март Как рубашка в поле выросла 25 мин Воспитатель группы
8 апрель Русь нарядная (куклы в народных сарафанах) 25 мин Воспитатель группы
9 май От лучинки до электричества. 25 мин Воспитатель группы
10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы
Перспективный план работы с детьми
Дети от 3-4 лет
месяц тема цель Программное содержание Методы, приемы литература
сентябрь Что такое музей? Познакомить детей с этнографическим музеем.
Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Показ.
Обобщение. Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
октябрь Добрая изба Знакомство с устройством избы
Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.
Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.
Сюрпризный момент: (Домовенок)
Загадки.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Показ.
Обобщение. «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
ноябрь Печка – хозяйка. Знакомство детей с печью.
Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.
Сюрпризный момент: (Домовенок)
Загадки.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Показ.
Обобщение. «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
декабрь Хозяйкины помощники Знакомство детей со старинной посудой и утварью.
Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному
творчеству русского народа. Дидактическая игра:
«Собери целое». Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:
(появление хозяйки)
Загадки про посуду.
Показ экспонатов.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Обобщение. «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
январь
К нам гости пришли Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народы Дать понятие как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствует их хозяин, хозяйка. Показать, как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: порог, поклон, самовар, угольки.
Р.н.п. «Поехал наш батюшка на базар».
Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.
Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:
(появление хозяйки)
Загадка про самовар.
Рассмотреть самовары.
Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха».
Беседа.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Обобщение. Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
февраль Кот Пушок на печурке греется Знакомство с обитателями избы
(не людьми). Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ «Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных :»Уж ты, котинька – коток», «котик- белый ротик» Экскурсия в комнату русского быта
Сюрпризный момент:
(Котика Пушка)
Загадка про кота.
Рассмотреть котов.
Беседа.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Обобщение. Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»
март Куклы в народном сарафане Знакомство детей с русским национальным костюмом.
Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный вятский костюм (клетка), орнамент, цвета.
Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре.
Дидактическая игра:
« Укрась фартук».
«Опиши одежду Настеньки». Экскурсия в комнату русского быта
Сюрпризный момент:
(появление куклы Настеньки)
Рассмотреть куклу.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Обобщение.
Серия: www.deagostini.
Куклы в народных костюмах.
апрель Волшебная прялица Знакомство детей
с орудием труда по обработке шерсти.
Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам.
Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает»
Дидактическая игра:
«Кто быстрее соберет клубки в корзину» Экскурсия в комнату русского быта
Беседа.
Сюрпризный момент: (появление куклы - бабушки)
Загадки. Показ экспонатов.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Обобщение. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
май Как у наших у ворот Знакомство детей с музыкальным фольклором
Познакомить детей с устным творчеством Вятского и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты.
Воспитывать толерантность.
Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «балалаечка», «Гулять Катенька пошла» Экскурсия на Подворье
Сюрпризный момент: (появление девицы – красавицы Вареньки)
Чтение сказки:
«Крошечка - Ховрошечка» Объяснение. Словарная работа.
Пословицы. Обобщение.
М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г.
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
июнь День рождения березки (троица – семик) Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки» Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про березку «земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла», Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Березоньки Словарная работа.
Пословицы. Обобщение.
М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
Дети от 4-5 лет
месяц тема цель Программное содержание Методы, приемы литература
сентябрь В гостях у хозяюшки Знакомство детей с жилищем
русского народа.
Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна.
Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
Экскурсия в комнату русского быта
Встреча Хозяйки. Беседа.
Осмотр избы.
(слайды с изображением избы разных областей).
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Игра.
« Кто быстрей поможет хозяйке»
Обобщение. «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
октябрь Мир старинных вещей Знакомство детей с музейными экспонатами.
Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.
Воспитывать интерес к народному быту. Экскурсия в комнату русского быта
Объяснение.
Беседа.
Рассмотрение экспонатов.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Фольклор.
Игра:
«Кто быстрее принесет воду на коромысле».
Обобщение.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
ноябрь Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.
Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие Экскурсия в комнату русского быта
Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала.
Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты.
Рассказ воспитателя. Объяснения.
Загадки.
Словарная работа.
Игра:
«Кто быстрей намотает клубок».
Чтение сказки «Три дочери»
Пословицы.
Обобщение. «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
декабрь Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.
Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду рестьянина. Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба.
Объяснение.
Рассмотрение экспонатов.
Рассказ музыкального руководителя.
Словарная работа.
Чтение сказки
«Колосок». Беседа.
Пословицы о труде.
Обобщение «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
январь Как ходила коляда Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки»
Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.
Активизировать личностные качества детей. Экскурсия в комнату русского быта
Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье.
Пение муз. руководителя.
Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда» М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
февраль Посудочка хороша! (мир народной посуды) Знакомство детей с предметами быта, кухонной утварью.
Познакомить детей с русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь. Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки.
Беседа о блюдах.
Поговорки.
Рассмотреть экспонаты.
Пояснение
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Загадки о посуде.
Сказка о чугунке.
Обобщение.
Итог.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
март Куклы в народных костюмах (Московская, Костромская, Псковская губернии) Знакомство детей с русским национальным костюмом.
Назвать части костюма. Обратить
Внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.
Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь.
Воспитывать уважение к родной культуре.
Дидактическая игра:
« Укрась косник».
«Опиши одежду Барышней в костюмах». Экскурсия в комнату русского быта
Сюрпризный момент:
(появление кукол)
Рассмотреть кукол.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Обобщение.
Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах Серия: www.deagostini.
Куклы в народных костюмах.
апрель Сороки (Герасим - грачевник) Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. Познакомить детей с праздником «СОРОКИ» и песенным и текстовым материалом
Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.
Активизировать личностные качества детей.
Обогатить словарный запас. Экскурсия в комнату русского быта
Словарная работа: Грачевник, кулики, заклички, сороки ит.д.
Пение муз. руководителя. Слушание записей CD
Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Герасим-грачевник» А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
май От лучинки до электричества Знакомство с историей происхождения электрической лампы.
Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг,
керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность Экскурсия в комнату русского быта
Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.
Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ.
Рассказ воспитателя
(как и с помощью чего освещали избу
в старину)
Вопросы: Что было бы, если не было электричества
Словарная работа.
Игра: « Гори, гори ясно». Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru
июнь День рождения березки (троица – семик) Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки» Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про березку «земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла», Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Березоньки Словарная работа.
Пословицы. Обобщение.
М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
Дети от 5-7 лет
месяц тема цель Программное содержание Методы, приемы литература
сентябрь Милости просим в нашу избу Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя
детям назначение его составных частей.
Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.
Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).
Экскурсия в комнату русского быта.
Рассматривание
внутренне
устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов)
Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель).
Объяснение новых слов.
Словарная работа.
Беседа.
Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни)
Р.Н.. игра:
«Тетера».
Обобщение.
Итог. «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
октябрь Скоро, девочки Покров Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова» Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом
Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.
Активизировать личностные качества детей.
Обогатить словарный запас. Экскурсия в комнату русского быта
Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д.
Пение муз. руководителя. Слушание записей CD
Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров» А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
ноябрь Печь – как мать родная Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.
Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника. Экскурсия в комнату русского быта.
Загадка о печи.
Рассказ музыкального руководителя об устройстве печи и ее предназначении.
Объяснение. Пословицы.
Вопросы:
В каких сказках говорилось о печи?
Словарная работа.
Поговорки.
Обобщение.
Итог.
«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
декабрь Любят в праздники рядиться наши русские девицы Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера. Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) Экскурсия в комнату русского быта.
Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром».
Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса. Серия: www.deagostini.
Куклы в народных костюмах.
январь Рождество Христово Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп»
Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.
Активизировать личностные качества детей. Экскурсия в комнату русского быта
Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп
Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.)
Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово» А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
февраль Бабушкин сундук. Знакомство с русскими народными старинными играми Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек.
Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой.
Игры-забавы с домовенком «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,
Л.В. Соколова
март Как рубашка в поле выросла Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле) Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. Экскурсия в комнату русского быта.
Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла»
Словарная работа.
Беседа.
Пословицы о труде.
Обобщение Серия: www.deagostini.
Куклы в народных костюмах.
апрель Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера. Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия) Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок.
Практическое занятия – бисероплетение: Серия: www.deagostini.
Куклы в народных костюмах.
май От лучинки до электричества Знакомство с историей происхождения электрической лампы.
Обогащение
Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.
Экскурсия в комнату русского быта
словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.
Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ.
Рассказ воспитателя
(как и с помощью чего освещали избу
в старину).
Вопросы: Что было бы, если не было электричества
Словарная работа.
Игра: « Гори, гори ясно». Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru
июнь День рождения березки (троица – семик) Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки» Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про березку «земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла», Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Березоньки Словарная работа.
Пословицы. Обобщение.
М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
Сотрудничество с семьей по проекту «Музей и дети»
№ п/п Тема Цель Методические приемы
1 2 3 4
2 Семинар-практикум «Знание музея в развитии ребенка» Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику. Привлечь родителей к проведению активного досуга в выходные дни. Способствовать культурному росту семьи. Мини-исследование «Может ли влиять музей на развитие ребенка?»
Русская народная игрушка «матрешка»
3 Консультация «Идем в музей» Памятка для родителей Обогащать педагогические умения родителей. Способствовать повышению внимания к познавательному и эстетическому развитию ребенка. Беседа по вопросам «Почему выбрали данный музей?» «На что хотите обратить внимание ребенка?» Рекомендации воспитателя по посещению музея.
4 Беседа с родителями после посещения музея. «Волшебный лоскуток» «Друг самовара-чайник» Вовлечь родителей в обсуждение. Способствовать развитию у них уверенности в своих воспитательных возможностях о волшебном лоскутке. Беседа по вопросам «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?» «Что посоветуете другим родителям?» «Куда решили пойти в следующий раз?»
5 Совместные вечера-развлечений «Музейная ночь» Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности. Театральные игры, сюрпризные моменты, конкурсы, викторины. Высказывание родителей о посещение музеев.
Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)
"Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь,
- изделия народных промыслов: Хохлома.
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- лоскутные одеяла, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
- русские народные инструменты"
Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.
Использование электронных систем учета обучающихся
Используются
Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование
Среднее
Как родители могут узнать о данной практике доп. образования
на собрании родителей или из общения с педагогами
Кадровое обеспечение данной практики
педагог первой категории
Источники финансирования данной практики
финансирование практики за счет бюджетов различных уровней
Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику
Соответствует нормативу
Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону
равна
Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования
достаточное