Об авторах
• ФИО участника (ов): Малеева Оксана Владимировна
• Название образовательной организации (места работы): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № 21 "Дюймовочка" г. Сафоново Смоленской области
• Адрес образовательной организации (область, район, населенный пункт): Смоленская область, г. Сафоново
Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста
Программа кружковой работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением речи
Адрес конспекта (программы) в сети Интернет
http://rusobr.ru/conspfiles/056.zip
Возрастные группы
шесть лет
Описание формы организации работы с детьми
Форма работы групповая
Общая цель данной программы:
• Обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе;
Описание образовательных задач
· Развитие звуковой культуры речи.
· Развитие умения проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу
· Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение
· Обогащение словарного запаса детей
Описание воспитательных задач
Формирование интереса к процессу обучения
Описание развивающих задач
· Развитие умений говорить и слушать других людей.
· Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих."
Описание подготовки к мероприятию
много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Описание хода мероприятия
Примерный план занятий по подготовке к обучению грамоте
с указанием тем и целей каждого занятия.
СЕНТЯБРЬ
Неделя Название, тема, программное содержание.
1 Мы расскажем сказку
Слова и предложения.
Познакомить детей с понятиями : СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей.
2 По щучьему велению…
Предложения длинные и короткие
Учить выделять предложения из речи, добавлять в предложения свои слова - «удлинять» предложение, подбирать слова на заданную тему. Учить слушать ответы других детей и помогать им.
3 Слушаю - послушаю
Слово – звук.
Развивать слуховое внимание. Дать понятие «звук» (речевой). Учить произносить короткие слова по звукам - «загадывать» слово. Формировать интерес к процессу обучения.
4 Звуки разные нужны, звуки всякие важны.
Артикуляционные и акустические признаки звуков
Учить детей различать звуки по месту образования (чем произносим?) Дать понятие СЛОГ – это часть слова. Развивать интерес и внимание к слову. Обучать детей звуковому анализу.
ОКТЯБРЬ
Неделя Название, тема, программное содержание
1 Мы гостей к себе позвали.
Звуки и буквы А и О
Дать детям представление об отличии звука и буквы, помочь усвоить понятие гласный звук. Развивать умение слышать звук в словах, соотносить его с буквой.
2 Где же вы, АУ!
Звук и буква У.
Учить детей слышать звук в словахи выделять его голосом. Помочь запомнить букву У. Читать ряд гласных УА, АУ. Развивать навыки звукового анализа слов. Воспитывать умение слушать собственную речь.
3 Вдоль по улице идем…
Повторение букв А,О,У, понятия СЛОГ.
Учить детей анализировать ряд гласных звуков, делить слова на слоги, помочь запомнить понятие слог – часть слова. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Воспитывать интерес к родному языку.
4 Дружба начинается с улыбки..
Звук и буква И
Учить выделять звук И в словах и фразах. Совершенствовать навыки деления слов на слоги. Воспитывать умение слушать и оценивать ответы других детей.
НОЯБРЬ
Неделя Название, тема, программное содержание
1 Таинственный голос.
Звук и буква Ы.
Учить находить местонахождение звука Ы в слове, продолжать учить детей делить слова на слоги. Совершенствовать навыки звукового анализа, развивать слуховое внимание.
2 Новенькие.
Согласные звуки. Твердые и мягкие.
Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки, определять твердость – мягкость первого звука в слове. Совершенствовать навыки звукового анализа. Воспитывать умение работать самостоятельно.
3 Молоток стучит: «Тук-тук»
Буква Т, звуки Т и Ть.
Повторение понятий СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ , МЯГКИЙ звук. Учить детей читать прямые слоги с буквой Т, анализировать обратные слоги и обозначать их буквами. Воспитывать умение работать самостоятельно.
4 Прятки
Повторение буквы Т. Знакомство с заглавной буквой.
Совершенствовать навыки чтения прямых и обратных слогов с буквой Т. Продолжать учить детей делить слова на слоги. Учить образовывать слово путем добавления заданного слога. Повторить понятие «предложение», воспитывать внимание.
ДЕКАБРЬ
Неделя Название, тема, программное содержание
1 Куда села галочка?
Звуки К и Кь, буква К
Учить детей дифференцировать звуки К и Кь, делать сравнительный анализ слов КИТ и КОТ. Воспитывать интерес к слову.
2 Программа телепередачь
Повторение буквы К, понятий СЛОГ-СЛОВО-_ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами.
3 Помогаем хомячку.
Звуки Х и Хь, Буква Х
Учить детей находить звуки Х и Хь в словах, определять место звука в слове (начало, середина, конец слова), помочь запомнить новую букву, учить читать короткие слова ОХ,АХ,УХ.
4 Зимушка – зима, что ты нам принесла…
Вопросительное предложение.
Помочь детям запомнить понятия «вопросительное предложение», «знак вопроса». Расширить словарный запас «зимних слов», повторить понятие «заглавная буква».Развивать внимание, учить придавать эмоциональную окраску голосу.
5 Новогодние хлопоты
Вопросительное предложение, согласные звуки.
Учить детей составлять вопросительные предложения, выделять первый согласный звук в слове, читать слова из знакомых букв, развивать логическое мышление.
ЯНВАРЬ
Неделя Название, тема, программное содержание
1 Ура, у нас каникулы.!!!
Повторение понятий звук, буква, слово.
Формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза, умения произносить отдельно каждый звук в слове. Учить детей соотносить звуки и буквы.
2 Приготовили насосы
Звуки С и Сь , буква С. Повторение понятия знак вопроса.
Учить детей находить в словах слог с заданным звуком, помочь запомнить новую букву. Продолжать учить детей делить слова на слоги, образовывать новые слова с одним и тем же слогом. Учить составлять вопросительное предложение.
3 Гуси - лебеди
Повторение ранее изученных букв.
Развивать навыки чтения слогов, коротких слов. Закрепить умение делить слова на слоги. Учить детей восстанавливать нарушенную последовательность слогов в слове, Придумывать слово с заданным слогом. Учить детей работать самостоятельно, контролировать свои действия.
4 Друзья Говорунчика
Звуки П и Пь, буква П
Формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово. Повторить понятие «заглавная буква». Развивать внимание, умение работать самостоятельно.
ФЕВРАЛЬ
Неделя Название, тема, программное содержание
1 Как змея шипит язык
Звук Ш, буква Ш
Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги; помочь детям запомнить новую букву. Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе в тетрадях.
2 Поспешишь – людей насмешишь.
Дифференциация С и Ш.
Учить дифференцировать звуки С и Ш в словах и фразах, преобразовывать слово в другое путем замены звука. Дать понятие родственных слов. Развивать зрительное внимание. Совершенствовать мелкую моторику рук.
3 Мы впервые в Звукобуквии.
Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие.
Учить детей различать звуки по звонкости, читать слоги и слова с буквой М. Познакомить детей с последовательным преобразованием слова в другое слово путем замены буквы.
4 Сказка про невидимку
Ударение.
Продолжать учить детей делить слова на слоги, дать понятие «ударный слог», учить находить его в словах, развивать интерес к слову, к собственной речи.
МАРТ
Неделя Название, тема, программное содержание.
1 Еще одна встреча с невидимкой.
Повторение «Ударный слог»
Продолжать учить находить ударный слог в словах, совершенствовать навык чтения слов по слогам. Познакомить с многозначностью слова КИСТИ. Учить детей «читать» слова с помощью звуковых обозначений
2 К нам пришла лиса.
Звуки Л и Ль, буква Л.
Учить детей различать звуки Л и Ль, читать слова и слоги с новой буквой. Учить изменять слово путем замены одного звука на другой. повторить понятие «ударный слог». Развивать интерес к процессу обучения.
3 Путешествие на самолете
Повторение буквы Л.
Закрепить знание ранее изученных букв, читать слова и слоги с буквой Л, повторить понятие «ударный слог». Воспитывать умение слушать себя и других детей.
4 Сказка за сказкой
Повторение тем «предложение», «заглавная буква»
Учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги. Воспитывать умение слушать ответы других детей.
АПРЕЛЬ
Неделя Название, тема, программное содержание
1 Ру-ру-ру- начинаем мы игру…
Звук Р.
Закрепить произношение звука Р в словах и фразах. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа Учить детей находить место звука в слове. Развивать слуховое внимание.
2 Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Звук Рь, Р. Буква Р.
Закрепить произношение звуков Р и Рь в словах и фразах. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости. Совершенствовать навыки чтения слогов, слов. Воспитывать умение думать, слушать ответы других детей.
3 Ура, ура! Я в цирк иду!
Дифференциация Р и Л.
Учить детей дифференцировать звуки Р и Л в словах и фразах, изменять слово путем замены Л на Р. Учить детей преобразовывать слово путем добавления буквы. Воспитывать интерес к слову..
4 Лети, лети, лепесток…
Дифференциация Р и Л.
Продолжать учить детей различать звуки Р и Л, произносить слова сложного слогового состава с этими звуками, читать слоги и слова из знакомых букв. Воспитывать умение выслушивать ответы других детей.
МАЙ
Неделя Название, тема, программное содержание.
1 Как хорошо уметь читать!
ЗВУК –СЛОГ – СЛОВО.
Повторить понятия звук, слог, слово. Совершенствовать навыки чтения слов по слогам. Учить детей получать новое слово путем перестановки слогов. Воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, видеть свои ошибки. Развивать слуховое внимание.
2 У Слона на дне рождения..
Закрепление понятий ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО.
Развивать слуховое внимание, учить детей составлять слова из готовых слогов.. Совершенствовать навыки звукового анализа. учить отгадывать простые ребусы. Развивать интерес к слову как к предмету изучения.
3 Полет в космос(проводится в конце апреля- в начале мая в зависимости от количества занятий в полугодии)
Звуки Н, Нь, буква Н
Учить детей различать звуки Н и Нь, читать слова с новой буквой. Развивать фонематический слух, составлять слово из заданных звуков. Повторить понятия слово – предложение. Воспитывать интерес к обучению.
4 Дополнительное занятие с учетом особенностей группы детей
К нам пришел Летовичек (Июль Июлевич Август)( Или игра в школу)
Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов.
Развивать умение чтения зашифрованных слов, умения подбирать слова на заданную тему. Воспитывать интерес к учебе, побуждать к выполнению «трудных» заданий.
Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)
картинный материал, различные дидактические игры и пособия, ИКТ (мультимедийные презентации), компьютерные игры
Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)
использование различных методик коррекционной работы с детьми с нарушением речи, мультимедийных ресурсов
Использование электронных систем учета обучающихся
Не используются
Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование
высокое
Как родители могут узнать о данной практике доп. образования
на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами
Кадровое обеспечение данной практики
педагог высшей категории, привлечение родителей
Источники финансирования данной практики
финансирование практики за счет бюджетов различных уровней
Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику
Соответствует нормативу
Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону
равна
Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования
недостаточное