Об авторах
• ФИО участника (ов): Соловьева Ольга Викторовна, Бондаренко Татьяна Сергеевна
• Название образовательной организации (места работы): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад "Солнышко"
• Адрес образовательной организации (область, район, населенный пункт): 164288 Архангельская область Плесецкий район п. Савинский ул. 40-лет Победы д.5
Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста
"Школа любознательных"
Адрес конспекта (программы) в сети Интернет
http://rusobr.ru/conspfiles/034.zip
Возрастные группы
шесть лет, 7 лет
Описание формы организации работы с детьми
Порядок организации работы «Школы любознательных»:
· группы формируются из детей 6-7 -летнего возраста;
· продолжительность обучения составляет 32 занятия (октябрь – май)
· наполняемость групп не более 8-10 человек (3 группы);
· режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25-30 минут
Содержание программы предусматривает три блока, включающих следующие направления деятельности:
1. «Обучение грамоте. Развитие речи»
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
2. «Умелые ручки»
Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
3. «Ритмопластика»
Целью данного курса является содействие всестороннему развитию личности дошкольника, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребёнка, совершенствование двигательных умений и навыков средствами музыки и ритмических движений.
Описание образовательных задач
1 блок "Обучение грамоте. Развитие речи"
развитие фонематического восприятия детей;
• формирование навыков звукового анализа и синтеза;
• развитие внимания, памяти и логического мышления;
• развитие психомоторных навыков письма через работу с буквами и их элементами.
2 блок "Умелые ручки"
• Обучать умению планировать свою работу с различными материалами, приемам и технологиям изготовления композиций.
• Изучать свойства различных материалов.
3 блок "Ритмопластика"
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Описание воспитательных задач
1 блок "Обучение грамоте. Развитие речи"
• воспитание звуковой культуры речи;
2 блок "Умелые ручки"
• Воспитывать аккуратность, любовь к природе, желание доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда.
3 блок "Ритмопластика"
Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребёнка, совершенствование двигательных умений и навыков средствами музыки и ритмических движений.
Описание развивающих задач
1 блок "Обучение грамоте. Развитие речи"
• развитию внимания, памяти и логического мышления;
2 блок "Умелые ручки"
• Развивать у детей художественно - эстетическое восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, мелкую моторику руки.
3 блок "Ритмопластика"
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
Описание подготовки к мероприятию
При организации образовательного процесса все педагогические приемы, методы работы учитывают тот подход, который способствует, продвигает путь ребенка к саморазвитию. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для обучения детей, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.
Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков.
Для того, что бы обучение проходило более эффективно дети обеспечиваются необходимыми материалами, каждый ребенок привлекается к самостоятельному выполнению задания, определяется примерное время для выполнения задания, анализируются результаты труда каждого ребенка.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
1. Необходимо просторное помещение.
2. Столы и стулья должны соответствовать возрастным особенностям.
3. Чистота и порядок в помещении, правильно организованное рабочее место.
4. Необходимый наглядный и дидактический материал:
- готовые изделия;
- иллюстрации;
- произведения художественной литературы
Описание хода мероприятия
Структура занятия по ритмопластике – общепринятая. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
I. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально – подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); танцевально-ритмическая гимнастика.
II. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические танцы, пластика, креативная гимнастика.
III. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и упражнения на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Методы и формы проведения занятий в блоке "Умелые ручки":
1. Словесные:
• Рассказ
• Беседа
• Объяснение
• Загадывание загадок
• Художественное слово
2. Наглядные:
• Показ иллюстраций, готовых изделий
• Показ исполнения педагогом
• Наблюдение
• Работа по образцу
3. Практические:
• Изготовление поделки
• Помощь сверстнику в процессе изготовления поделки
4. Проверка результатов обучения
• В устной форме – с целью повторения и закрепления полученного материала;
• В практической форме – выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний.
В блоке "Обучение грамоте. Развитие речи" (в начале года)
1) игры с неречевыми звуками:
2) слушанье сказок;
3) рассказы на автоматизацию звуков;
4) рассказы на дифференциацию звуков;
5) дидактические игры типа: «Угадай, чей голос?», «Чудесный мешочек», «Эхо» и т.д.
В блоке "Обучение грамоте. Развитие речи" (конец года)
1) рассказы на автоматизацию и дифференциацию звуков;
2) стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков;
3) дидактические игры по темам;
4) материал для анализа;
5) разрезные азбуки;
6) послебукварные тексты для чтения.
Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)
Предметно-развивающая среда помещения для реализации программы построена на следующих принципах:
1. Информативность, предусматривающая разнообразие тематики детской деятельности, а также используемых детьми материалов и оборудования в процессе деятельности.
2. Вариативность, определяющаяся содержанием регионального воспитания, национально-культурными и художественными традициями региона.
3. Полифункциональность, предусматривающая не только варианты разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды в зависимости от темы деятельности, но и преемственные линии между всеми составляющими образовательного процесса.
4. Целесообразность, обеспечивающая предметно-развивающую среду группы необходимым и достаточным наполнением, которое дает детям возможности для самовыражения, способствует индивидуальному комфорту и эмоциональному благополучию каждого ребенка.
5. Трансформируемость, предполагающая возможность изменения предметно-развивающей среды в зависимости от направлений деятельности и решаемых образовательных задач.
Предметно-развивающая среда позволяет проводить образовательную работу с детьми в совместной деятельности взрослого и ребенка; закреплять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности детей. Образовательные задачи различных направления развития старших дошкольников решаются в рамках непосредственной образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Выстроенная на вышеперечисленных принципах предметно-развивающая среда группы позволяет организовать образовательный процесс с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Как известно, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Поэтому предметно-развивающая среда группы предусматривает разнообразие игровой деятельности, которая помогает педагогам выявлять и развивать способности детей в любых формах образовательного процесса; помогает детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, освоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Предметно-развивающая среда учитывает поролевую специфику развития девочек и мальчиков. Полоролевая направленность учитывает принцип интеграции образовательных областей, материалы и оборудование, используемые для достижения целей одной образовательной области могут применяться и в ходе решения задач других образовательных областей.
Подбор игр, игрушек, дидактического материала для организации детских видов деятельности осуществляется на основе общих закономерностей развития ребенка на каждом возрастном этапе и с учетом специфики развития детей старшего дошкольного возраста.
Все оборудование группы подобрано в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью является игра.
Уголок продуктивной деятельности представлен оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и набором общего назначения: набор для рисования, лепки, аппликации, оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования, образно-символический материал, специальные наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий.
Материалы и оборудование для двигательной активности включает оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, для катания, бросания, ловли, для ползания, лазания.
Наиболее ценными являются игрушки, они соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенные для детей. Они ценны, игрушки обладают полифункциональностью, то есть они используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображению, знаковой символической функцией мышления. Игрушки используются группой воспитанников, а также взрослого и ребенка, строятся коллективные постройки, совместные игры. Все игрушки в группе обладают дидактическими свойствами. Они несут в себе способы обучения ребенка: конструирования, ознакомление с цветом и формой, содержит механизм программированного контроля (электронные игрушки). Некоторые игрушки принадлежат к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщая его к миру искусства и знакомству с народным художественным творчеством.
Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)
Для повышения качества педагогического процесса используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы. В своей практике используем мультимедийные презентации, т.к. материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.
Педагоги ДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности.
Кроме того в качестве электронных образовательных ресурсов используются ссылки на материалы в сети Интернет в том числе на:
информационную систему «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru),
единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru),
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов(http://fcior.edu.ru)
Использование электронных систем учета обучающихся
Не используются
Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование
Высокое
Как родители могут узнать о данной практике доп. образования
на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами
Кадровое обеспечение данной практики
педагог первой категории, привлечение родителей
Источники финансирования данной практики
финансирование из других источников (спонсоры и т.п.)
Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику
Выше норматива
Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону
Выше
Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования
Достаточное