Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Информационный ресурс эффективных практик организации
дополнительного образования детей дошкольного возраста
Соловьева Ольга Викторовна, Бондаренко Татьяна Сергеевна

 

Соловьева Ольга Викторовна, Бондаренко Татьяна Сергеевна

Об авторах

                     ФИО участника (ов):  Соловьева Ольга Викторовна, Бондаренко Татьяна Сергеевна

                     Название образовательной организации (места работы):  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад "Солнышко"

                     Адрес образовательной организации  (область, район, населенный пункт):  164288 Архангельская область Плесецкий район п. Савинский ул. 40-лет Победы д.5

Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста

"Школа любознательных"

Адрес конспекта (программы) в сети Интернет

http://rusobr.ru/conspfiles/034.zip

Возрастные группы

шесть лет, 7 лет

Описание формы организации работы с детьми

Порядок организации работы «Школы любознательных»:

·         группы формируются из детей 6-7 -летнего возраста;

·         продолжительность обучения составляет 32 занятия (октябрь – май)

·         наполняемость групп не более 8-10 человек (3 группы);

·         режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25-30  минут

Содержание программы предусматривает три блока, включающих следующие направления деятельности:

1. «Обучение грамоте. Развитие речи»

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

2. «Умелые ручки»

Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

3. «Ритмопластика»

Целью данного курса является содействие всестороннему  развитию  личности дошкольника, формирование  творческих способностей   и  развитие  индивидуальных  качеств  ребёнка, совершенствование двигательных умений и навыков средствами  музыки  и   ритмических   движений.

Описание образовательных задач

1 блок "Обучение грамоте. Развитие речи"

развитие фонематического восприятия детей;

          формирование навыков звукового анализа и синтеза;

          развитие внимания, памяти и логического мышления;

          развитие психомоторных навыков письма через работу с буквами и их элементами.

2 блок "Умелые ручки"

          Обучать умению планировать свою работу с различными материалами, приемам и технологиям изготовления композиций.

          Изучать свойства различных материалов. 

3 блок "Ритмопластика"

       - воспитание  умения  сопереживать  другим  людям  и  животным;

       - воспитание  умения  вести  себя  в  группе  во  время  движения, формирование  чувство  такта  и  культурных  привычек  в  процессе  группового  общения  с  детьми  и  взрослыми.

Описание воспитательных задач

1 блок "Обучение грамоте. Развитие речи"

          воспитание звуковой культуры речи;

2 блок "Умелые ручки"

          Воспитывать аккуратность, любовь к природе, желание доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда.

3 блок "Ритмопластика"

Содействие всестороннему  развитию  личности дошкольника, формирование  творческих способностей   и  развитие  индивидуальных  качеств  ребёнка, совершенствование двигательных умений и навыков средствами  музыки  и   ритмических   движений.

Описание развивающих задач

1 блок "Обучение грамоте. Развитие речи"

          развитию внимания, памяти и логического мышления;

2 блок "Умелые ручки"

          Развивать у детей художественно - эстетическое восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, мелкую моторику руки.

3 блок "Ритмопластика"

     - развитие  способности  воспринимать  музыку, то  есть  чувствовать  ее  настроение  и  характер, понимать  ее  содержание;

     - развитие  специальных  музыкальных  способностей: музыкального  слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства  ритма;

     - развитие  музыкального  кругозора  и  познавательного  интереса  к  искусству  звуков;

     - развитие  музыкальной  памяти.

Описание подготовки к мероприятию

При организации образовательного процесса все педагогические приемы, методы работы учитывают тот подход, который способствует, продвигает путь ребенка к саморазвитию. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для обучения детей, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.

Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков.

Для того, что бы обучение проходило более эффективно дети обеспечиваются необходимыми материалами, каждый ребенок привлекается к самостоятельному выполнению задания, определяется примерное время для выполнения задания, анализируются результаты труда каждого ребенка.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий:

1.         Необходимо просторное помещение.

2.         Столы и стулья должны соответствовать возрастным особенностям.

3.         Чистота и порядок в помещении, правильно организованное рабочее место.

4.         Необходимый наглядный и дидактический материал:

- готовые изделия;

- иллюстрации;

- произведения художественной литературы

 

 

Описание хода мероприятия

Структура  занятия  по  ритмопластике – общепринятая.  Каждое  занятие состоит  из  трёх  частей: подготовительной, основной  и  заключительной. Каждое  занятие – это  единое  целое, где  все  элементы  тесно  взаимосвязаны  друг  с  другом.

 

I.         Подготовительная  часть занятия   занимает  5-15%   от   общего времени. Задачи  этой  части  сводятся  к  тому, чтобы  подготовить  организм  ребёнка  к  работе, создать  психологический  и  эмоциональный  настрой. В  нее  входят:  гимнастика  (строевые, общеразвивающие  упражнения);  ритмика; музыкально – подвижные  игры; танцы (танцевальные  шаги, элементы  хореографии, ритмические  танцы); танцевально-ритмическая  гимнастика.

 

II.        Основная  часть  занимает   70-85%  от  общего   времени. В  этой  части  решаются  основные  задачи, идёт  основная  работа  над  развитием  двигательных  способностей. В этой части даётся  большой  объём  знаний, развивающих  творческие  способности  детей. В нее входят: ритмические танцы, пластика, креативная  гимнастика.

 

III.      Заключительная часть занятия длится  от  3 до 7 %  общего времени. Здесь  используются  упражнения  на  расслабление  мышц, дыхательные упражнения и  упражнения на  укрепление  осанки, пальчиковая гимнастика. В конце   занятия   подводится   итог,  и  дети  возвращаются в группу.

 Методы и формы проведения занятий в блоке "Умелые ручки":

1. Словесные:

          Рассказ

          Беседа

          Объяснение

          Загадывание загадок

          Художественное слово

2. Наглядные:

          Показ иллюстраций,  готовых изделий

          Показ исполнения педагогом

          Наблюдение

          Работа по образцу

3. Практические:

          Изготовление поделки

          Помощь сверстнику в процессе изготовления поделки

4. Проверка результатов обучения

          В устной форме – с целью повторения и закрепления полученного материала;

          В практической форме – выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний.

В блоке "Обучение грамоте. Развитие речи" (в начале года)

1)      игры с неречевыми звуками:

2)      слушанье сказок;

3)      рассказы на автоматизацию звуков;

4)      рассказы на дифференциацию звуков;

5)      дидактические игры типа: «Угадай, чей голос?», «Чудесный мешочек», «Эхо» и т.д.

В блоке "Обучение грамоте. Развитие речи" (конец года)

1)      рассказы на автоматизацию и дифференциацию звуков;

2)      стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков;

3)      дидактические игры по темам;

4)      материал для анализа;

5)      разрезные азбуки;

6)      послебукварные тексты для чтения.

Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)

Предметно-развивающая среда помещения для реализации программы  построена на следующих принципах:

1. Информативность, предусматривающая разнообразие тематики детской деятельности, а также используемых детьми материалов и оборудования в процессе деятельности.

2. Вариативность, определяющаяся содержанием регионального воспитания, национально-культурными и художественными традициями региона.

3. Полифункциональность, предусматривающая не только варианты разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды в зависимости от темы деятельности, но и преемственные линии между всеми составляющими образовательного процесса.

4. Целесообразность, обеспечивающая предметно-развивающую среду группы необходимым и достаточным наполнением, которое дает детям возможности для самовыражения, способствует индивидуальному комфорту и эмоциональному благополучию каждого ребенка.

5. Трансформируемость, предполагающая возможность изменения предметно-развивающей среды в зависимости от направлений деятельности и решаемых образовательных задач.

Предметно-развивающая среда  позволяет проводить образовательную работу с детьми в совместной деятельности взрослого и ребенка; закреплять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности детей. Образовательные задачи различных направления развития старших дошкольников решаются в рамках непосредственной образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Выстроенная на вышеперечисленных принципах предметно-развивающая среда группы позволяет организовать образовательный процесс с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Как известно, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Поэтому предметно-развивающая среда группы предусматривает разнообразие игровой деятельности, которая помогает педагогам выявлять и развивать способности детей в любых формах образовательного процесса; помогает детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, освоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда учитывает поролевую специфику развития девочек и мальчиков. Полоролевая направленность учитывает принцип интеграции образовательных областей, материалы и оборудование, используемые для достижения целей одной образовательной области могут применяться и в ходе решения задач других образовательных областей.

Подбор игр, игрушек, дидактического материала для организации детских видов деятельности осуществляется на основе общих закономерностей развития ребенка на каждом возрастном этапе и с учетом специфики развития детей старшего дошкольного возраста.

Все оборудование группы подобрано в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью является игра.

Уголок продуктивной деятельности представлен оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и набором общего назначения: набор для рисования, лепки, аппликации, оборудование для конструирования  включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования, образно-символический материал, специальные наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий.

Материалы и оборудование для двигательной активности включает оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, для катания, бросания, ловли, для ползания, лазания.

Наиболее ценными являются игрушки, они соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенные для детей. Они ценны, игрушки  обладают полифункциональностью, то есть они используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображению, знаковой символической функцией мышления. Игрушки используются группой воспитанников, а также взрослого и ребенка, строятся коллективные постройки, совместные игры. Все игрушки в группе обладают дидактическими свойствами. Они несут в себе способы обучения ребенка: конструирования, ознакомление с цветом и формой, содержит механизм программированного контроля (электронные игрушки). Некоторые игрушки принадлежат к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщая его к миру искусства и знакомству с народным художественным творчеством.

Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)

Для повышения качества педагогического процесса  используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы,  обучающие программы. В своей практике используем мультимедийные презентации, т.к. материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками. 

Педагоги  ДОУ  активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР)  по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности.

Кроме того в качестве электронных образовательных ресурсов используются  ссылки на материалы в сети Интернет в том числе на:

информационную систему «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru),

единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов  (http://school-collection.edu.ru),

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов(http://fcior.edu.ru)

Использование электронных систем учета обучающихся

Не используются

Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование

Высокое

Как родители могут узнать о данной практике доп. образования

на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами

Кадровое обеспечение данной практики

педагог первой категории, привлечение родителей

Источники финансирования данной практики

финансирование из других источников (спонсоры и т.п.)

Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику

Выше норматива

Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону

Выше

Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования

Достаточное

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"