Малеева Оксана Владимировна
 
Информационный ресурс эффективных практик организации
дополнительного образования детей дошкольного возраста
 
 
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации
 
 

 

Малеева Оксана Владимировна

Об авторах

                     ФИО участника (ов):  Малеева Оксана Владимировна

                     Название образовательной организации (места работы):  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № 21 "Дюймовочка" г. Сафоново Смоленской области

                     Адрес образовательной организации  (область, район, населенный пункт):  Смоленская область, г. Сафоново

Название конспекта (программы) дополнительного образования детей дошкольного возраста

Программа кружковой работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением речи

Адрес конспекта (программы) в сети Интернет

http://rusobr.ru/conspfiles/056.zip 

Возрастные группы

шесть лет

Описание формы организации работы с детьми

Форма работы групповая

      Общая цель данной программы:

          Обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе;

Описание образовательных задач

·         Развитие звуковой культуры речи.

·         Развитие умения проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу

·         Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение

·         Обогащение словарного запаса детей

Описание воспитательных задач

Формирование интереса к процессу обучения

Описание развивающих задач

·         Развитие умений говорить и слушать других людей.

·         Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих."

Описание подготовки к мероприятию

много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

Описание хода мероприятия

Примерный план занятий по подготовке к обучению грамоте

с указанием тем и целей каждого занятия.

                                                   СЕНТЯБРЬ

 

Неделя           Название, тема, программное содержание.

1          Мы расскажем сказку

Слова и предложения.

Познакомить детей с понятиями : СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей.

2          По щучьему велению…

Предложения длинные и короткие

Учить выделять предложения из речи, добавлять в предложения свои слова - «удлинять» предложение, подбирать слова на заданную тему. Учить слушать ответы других детей и помогать им.

3          Слушаю - послушаю

Слово – звук.

Развивать слуховое внимание. Дать понятие «звук» (речевой). Учить произносить короткие слова по звукам - «загадывать» слово.  Формировать интерес к процессу обучения.

4          Звуки разные нужны, звуки всякие важны.

Артикуляционные и акустические признаки звуков

Учить детей различать звуки по месту образования  (чем произносим?) Дать понятие СЛОГ –  это часть слова. Развивать интерес  и внимание к слову. Обучать детей звуковому анализу.

                                                     ОКТЯБРЬ

Неделя           Название, тема, программное содержание

1          Мы гостей к себе позвали.

Звуки и буквы А и О

Дать детям представление об отличии звука и буквы, помочь усвоить понятие гласный звук. Развивать умение слышать звук в словах, соотносить его с буквой.

2          Где же вы, АУ!

Звук и буква У.

Учить детей слышать звук в словахи выделять его голосом. Помочь запомнить букву У. Читать ряд гласных УА, АУ. Развивать навыки звукового анализа слов. Воспитывать умение слушать собственную речь.

3          Вдоль по улице идем…

Повторение букв А,О,У, понятия СЛОГ.

Учить детей анализировать ряд гласных звуков, делить слова на слоги, помочь запомнить понятие слог – часть слова. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Воспитывать интерес к родному языку.

 

4          Дружба начинается с улыбки..

Звук и буква И

Учить выделять звук И в словах и фразах. Совершенствовать навыки деления слов на слоги. Воспитывать умение слушать и оценивать ответы других детей.

 

                                                          НОЯБРЬ

Неделя           Название, тема, программное содержание

1          Таинственный голос.

Звук и буква Ы.

Учить находить местонахождение звука Ы в слове, продолжать учить детей делить слова на слоги. Совершенствовать навыки звукового анализа, развивать слуховое внимание.

2          Новенькие.

Согласные звуки. Твердые и мягкие.

Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки, определять твердость – мягкость первого звука в слове. Совершенствовать навыки звукового анализа. Воспитывать умение работать самостоятельно.

3          Молоток стучит: «Тук-тук»

Буква Т, звуки Т и Ть.

Повторение понятий СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ , МЯГКИЙ звук. Учить детей читать прямые слоги с буквой Т, анализировать обратные слоги и обозначать их буквами. Воспитывать умение работать самостоятельно.

 

4          Прятки

Повторение буквы Т. Знакомство с заглавной буквой.

Совершенствовать навыки чтения прямых и обратных слогов с буквой Т. Продолжать учить детей делить слова на слоги. Учить образовывать слово путем добавления заданного слога.  Повторить понятие «предложение», воспитывать внимание.

                                                      ДЕКАБРЬ

 

Неделя           Название, тема, программное содержание

1          Куда села галочка?

Звуки К и Кь, буква К

Учить детей дифференцировать звуки К и Кь,  делать сравнительный анализ слов КИТ и КОТ. Воспитывать интерес к слову.

2          Программа телепередачь

Повторение буквы К, понятий СЛОГ-СЛОВО-_ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами.

3          Помогаем хомячку.

Звуки Х и Хь, Буква Х

Учить детей находить звуки Х и Хь в словах, определять место звука в слове (начало, середина, конец слова), помочь запомнить новую букву, учить читать короткие слова ОХ,АХ,УХ.

4          Зимушка – зима, что ты нам принесла…

Вопросительное предложение.

Помочь детям запомнить понятия «вопросительное предложение», «знак вопроса». Расширить словарный запас «зимних слов», повторить понятие «заглавная буква».Развивать внимание, учить придавать эмоциональную окраску голосу.

5          Новогодние хлопоты

Вопросительное предложение, согласные звуки.

Учить детей составлять вопросительные предложения, выделять первый согласный звук в слове, читать слова из знакомых букв, развивать логическое мышление.

 

ЯНВАРЬ

Неделя           Название, тема, программное содержание

1          Ура, у нас каникулы.!!!

Повторение понятий звук, буква, слово.

Формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза, умения произносить отдельно каждый звук в слове. Учить детей соотносить звуки и буквы.

 

2          Приготовили насосы

Звуки С и Сь , буква С. Повторение понятия знак вопроса.

Учить детей находить в словах слог с заданным звуком, помочь запомнить новую букву. Продолжать учить детей делить слова на слоги, образовывать новые слова с одним и тем же слогом. Учить составлять вопросительное предложение.

3          Гуси - лебеди

Повторение ранее изученных букв.

Развивать навыки чтения слогов, коротких слов. Закрепить умение делить слова на слоги. Учить детей восстанавливать нарушенную последовательность слогов в слове, Придумывать слово с заданным слогом. Учить детей работать самостоятельно, контролировать свои действия.

4          Друзья Говорунчика

Звуки П и Пь, буква П

Формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово.  Повторить понятие «заглавная буква». Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

Неделя           Название, тема, программное содержание

1          Как змея шипит язык

Звук Ш, буква Ш

Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги; помочь детям запомнить новую букву. Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе в тетрадях.

2          Поспешишь – людей насмешишь.

Дифференциация С и Ш.

Учить дифференцировать звуки С и Ш в словах и фразах, преобразовывать слово в другое путем замены звука. Дать понятие родственных слов. Развивать зрительное внимание. Совершенствовать мелкую моторику рук.

3          Мы впервые в Звукобуквии.

Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие.

Учить детей различать звуки по звонкости, читать слоги и слова с буквой М. Познакомить детей с последовательным преобразованием слова в другое слово путем замены буквы.

 

4          Сказка про невидимку

Ударение.

Продолжать учить детей делить слова на слоги, дать понятие «ударный слог», учить находить его в словах, развивать интерес к слову, к собственной речи.

 

 

МАРТ

Неделя           Название, тема, программное содержание.

1          Еще одна встреча с невидимкой.

Повторение «Ударный слог»

Продолжать учить находить ударный слог в словах, совершенствовать навык чтения слов по слогам. Познакомить с многозначностью слова КИСТИ. Учить детей «читать» слова с помощью звуковых обозначений

2          К нам пришла лиса.

Звуки Л и Ль, буква Л.

Учить детей различать звуки Л и Ль, читать слова и слоги с новой буквой. Учить изменять слово путем замены одного звука на другой. повторить понятие «ударный слог». Развивать  интерес к процессу обучения.

3          Путешествие на самолете

Повторение буквы Л.

Закрепить знание ранее изученных букв, читать слова и слоги с буквой Л, повторить понятие «ударный слог». Воспитывать умение слушать себя и других детей.

 

4          Сказка за сказкой

Повторение тем «предложение», «заглавная буква»

Учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги. Воспитывать умение слушать ответы других детей.

                                                       

                                                   АПРЕЛЬ

Неделя           Название, тема, программное содержание

1          Ру-ру-ру- начинаем мы игру…

Звук Р.

Закрепить произношение звука Р в словах и фразах. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа  Учить детей находить место звука в слове. Развивать слуховое внимание.

2          Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Звук Рь, Р. Буква Р.

Закрепить произношение звуков Р и Рь в словах и фразах. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости. Совершенствовать навыки чтения слогов, слов. Воспитывать умение думать, слушать ответы других детей.

3          Ура, ура! Я в цирк иду!

Дифференциация Р и Л.

Учить детей дифференцировать звуки Р и Л в словах и фразах, изменять слово путем замены Л на Р. Учить детей преобразовывать слово путем добавления буквы. Воспитывать интерес к слову..

 

4          Лети, лети, лепесток…

Дифференциация Р и Л.

Продолжать учить детей различать звуки Р и Л, произносить слова сложного слогового состава с этими звуками, читать слоги и слова из знакомых букв. Воспитывать умение выслушивать ответы других детей.

 

 

МАЙ

 

Неделя           Название, тема, программное содержание.

1          Как хорошо уметь читать!

ЗВУК –СЛОГ – СЛОВО.

 Повторить понятия звук, слог, слово. Совершенствовать навыки чтения слов по слогам. Учить детей получать новое слово путем перестановки слогов. Воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, видеть свои ошибки. Развивать слуховое внимание.

 

2          У Слона на дне рождения..

Закрепление понятий ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО.

Развивать слуховое внимание, учить детей составлять слова из готовых слогов.. Совершенствовать навыки звукового анализа. учить отгадывать простые ребусы. Развивать интерес к слову как к предмету изучения.

3          Полет в космос(проводится в конце апреля- в начале мая в зависимости от количества занятий в полугодии)

Звуки Н, Нь, буква Н

Учить детей различать звуки Н и Нь, читать слова с новой буквой. Развивать фонематический слух, составлять слово из заданных звуков. Повторить понятия слово – предложение. Воспитывать интерес к обучению.

4          Дополнительное занятие с учетом особенностей группы детей

К нам пришел Летовичек (Июль Июлевич Август)( Или игра в школу)

Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов.

Развивать умение чтения зашифрованных слов, умения подбирать слова на заданную тему. Воспитывать интерес к учебе, побуждать  к выполнению «трудных» заданий.

Используемые оборудование и материалы (развивающая среда)

картинный материал, различные дидактические игры и пособия, ИКТ (мультимедийные презентации), компьютерные игры

Использование федеральных ресурсов (методических, медийных, иных)

использование различных методик коррекционной работы с детьми с нарушением речи, мультимедийных ресурсов

Использование электронных систем учета обучающихся

Не используются

Оценка качества помещения, в котором реализуется дополнительное образование

высокое

Как родители могут узнать о данной практике доп. образования

на сайте организации, на собрании родителей или из общения с педагогами

Кадровое обеспечение данной практики

педагог высшей категории, привлечение родителей

Источники финансирования данной практики

финансирование практики за счет бюджетов  различных уровней

Соответствие оплаты труда педагогов, вовлеченных в практику

Соответствует нормативу

Соотношение почасовой оплаты педагогов, вовлеченных в практику, со средней по региону

равна

Финансирование материально-технического снабжения, связанного с реализацией практики доп. образования

недостаточное